Новости - Катастрофы и аварии



23.04.2025 - Пожар в машинном отделении на Ocean Navigator связан с плохим техническим обслуживанием

Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) установил, что мусор в системе смазки двигателя стал причиной серьезного отказа двигателя и последующего пожара на борту пассажирского судна Ocean Navigator во время стоянки в Портленде (штат Мэн, США).

Инцидент произошел 18 октября 2023 года, когда вспомогательный дизель-генераторный двигатель № 2 судна столкнулся с катастрофической механической неисправностью. Событие привело к серьезным травмам одного члена экипажа и пожару в машинном отделении. Судно, на борту которого в то время находилось 128 пассажиров, понесло ущерб на сумму около 2,4 миллиона долларов. К счастью, никто из пассажиров не пострадал, и о загрязнении не сообщалось.

Результаты расследования выявили существенные упущения в техническом обслуживании. Экипаж судна эксплуатировал двигатель более 5000 часов без замены смазочного масла — в пять раз дольше, чем рекомендованный производителем интервал. Последняя полная замена смазочного масла была выполнена в сентябре 2022 года, примерно за 13 месяцев до отказа. Кроме того, элементы масляного фильтра, которые должны были быть заменены после 1000 часов работы, использовались более 3000 часов с момента их последней замены в мае 2023 года.

Послеаварийный осмотр сторонними специалистами выявил обширные повреждения критических компонентов двигателя, включая коленчатый вал, коренные подшипники, шатунные подшипники и топливный инжектор № 14. Дальнейшее обследование выявило ненормальный износ различных подшипников, демонстрирующий признаки кавитационной эрозии и повреждения, связанные с мусором.

NTSB пришел к выводу, что отказ двигателя произошел из-за накопления мусора в системе смазочного масла двигателя, объяснив это несоблюдением экипажем рекомендуемых производителем интервалов технического обслуживания. Загрязненная масляная система привела к катастрофическим механическим повреждениям и в конечном итоге стала причиной пожара, когда распыленное смазочное масло воспламенилось после выброса через разорванный картер двигателя. Несмотря на серьезность инцидента, быстрая реакция экипажа не позволила ситуации обостриться. Оперативно обеспечив вентиляцию машинного отделения и источники топлива, они успешно сдержали пожар, который погас сам собой.

NTSB подчеркнул важность соблюдения графиков технического обслуживания производителя, заявив: «Производители предоставляют рекомендации по техническому обслуживанию и интервалы, чтобы гарантировать безопасную, оптимальную и надежную работу оборудования в течение всего срока службы».

В отчете также подчеркивается особая уязвимость машинных отделений к быстро распространяющимся пожарам из-за множественных источников топлива и механической вентиляции. В нем подчеркивается важность знакомства экипажа с оборудованием, топливом, смазочным маслом и системами отключения вентиляции для эффективного сдерживания и тушения пожаров в машинном отделении.