Новости



12.11.2008 - Балкерный сектор в текущем году

Baltic Dry Index и акции судоходных компаний упали, но интересно, напрямую ли они связаны, индексы и акции? BDI как известно, индексирует ставки по нескольким типам балкеров в зависимости от их размеров, по базовым маршрутам глобальных перевозок навалочных грузов, это главным образом спотовые ставки.

И если BDI обвалился, это значит, огромное количество судов простаивает – либо нет грузов, либо ставки столь малы, что дешевле вывести суда в отстой. Порядка 80% мирового балкерного флота принадлежат частным компаниям, и очень многие суда простаивают в настоящее время на якоре. На первый взгляд, получается, что судоходные компании находятся в прямой зависимости от BDI, но чтобы понять, каким образом, необходимо сначала понять, как компании работают. Судовладельцы работают несколькими методами. Это спот, тайм-чартеры и бербоут чартеры. В споте и тайм-чартере судовладелец отвечает за эксплуатационные расходы, включая зарплату экипажу, топливо, ремонт, снабжение. Разница между спотом и тс в том, что в споте владелец платит и расходы, связанные непосредственно с рейсом, так как спот, это разовый рейс, владелец оплачивает портовые сборы, канальные и т.п. В тайм-чартере владельцу не надо думать, куда когда и зачем идет его судно, это дело фрахтователя, он же платит расходы, связанные с рейсом, т.е. портовые сборы. Тайм-чартер может иметь сроки от нескольких месяцев до нескольких десятков лет. Ну, а бербоут аналогичен лизингу автомобиля, где на арендатора ложатся все эксплуатационные и рейсовые расходы. Компания-судовладелец может предпочитать тот илиной способ использования своих судов, или сочетать их, но очевидно, что компания, работающая в споте, подвержена наибольшему риску от колебаний ставок, она может обогатиться, а может и разориться, она подвержена малейшим колебаниям, при этом спот как известно, самый неустойчивый элемент фрахтового рынка. Многие компании поэтому предпочитают тайм-чартер, как гарантию пусть меньших, но стабильных доходов. Однако и в тайм-чартере нет твердых гарантий, при резких колебаниях рынках многие тс кончаются дефолтом. Из-за такого обилия методов использования судов, рынку необходимо было найти некую меру сравнения, в результате получился ТСЕ – тайм-чартерный эквивалент, средний доход с судна на базе рейса. Компании делят операционные доходы (за минусом рейсовых расходов и комиссий) на количество дней в работе за определенный период, и именно эта получившаяся цифра позволяет оценить результаты работы компании. Еще одна характеристика работы флота, это степень его утилизации, получается путем деления эксплуатационных дней на общее количество дней за данный период. В результате получаем меру эффективности менеджмента судов – сколько дней они работают, а сколько простаивают без работы по различным причинам за исключением ремонта, сюрвея или репозиционирования. Вооружившись этими знаниями, посмотрим на работу нескольких балкерных компаний: Diana Shipping Крупнейшая компания в рыночной капитализации, специализируется на тайм-чартерах. В результате компания не смогла в полной или достаточной мере использовать высочайшие ставки весны-лета, но при этом она пострадала от обвала BDI меньше, чем многие другие. Акции компании соответственно, пострадали меньше, чем у других, и находятся в биржевых границах торговли. DryShips У компании иная стратегия, в тайм-чартере находится от 54 до 59% флота со средним сроком тс 5 лет, остальной флот работает в споте, и если в период стремительного роста ставок прибыли компании были очень хорошими, то теперь она несет ощутимые убытки. Компания имеет в строительстве три судна, уже имеющие тайм-чартеры. Компания диверсифицирована также на шельф – ультра-глубоководные буровые суда, что для балкерной компании необычно. TBS International Limited Компания имеет флот, состящий из 23 балкеров и 23 многоцелевых сухогрузов, что дает компании существенную гибкость на рынке, и по итогам 2 квартала компания заявила, что ее стратегия делает ее нечувствительной к колебаниям BDI, но насколько это соответствует действительности, покажут итоги оставшихся кварталов и года. Eagle Bulk Компания опубликовала итоги работы в 3 квартале 5 ноября после закрытия рынка. Аналитики предсказывали рост 44 цента на акцию и 41% прибылей, действительность оказалась даже лучше, 49 центов на акцию и рост доходов 50%. В настоящее время наибольший интерес представляет судьба большого количества заказов новых судов – 34 судна с получением в период 2008-12гг. Это впечатляет, но при условии, что строительство будет профинансировано, а будущие суда обеспечены работы. Пока можно сказать, что недавно полученный новострой Wren сразу ушел в чартер и обеспечен работой аж до 2018 года. Euroseas Компания оперирует 5 балкерами, 10 контейнеровозами и 1 многоцелевым. Балкеры весьма почтенного возраста, в среднем 21.4 года. По итогам работы во 2 квартале, 80% флота работает в тайм-чартере и защищено от колебаний спота, однако на 2009 года работой обеспечены лишь 34% флота. Причем 3 из 5 балкеров выходят из тайм-чартера в конце этого года, а два уже работают в споте. Excel Maritime Carriers Компания опубликовала итоги работы 3 квартала 5 ноября. После слияния с Quintana компания контролирует флот из 47 судов, смесь тайм-чартеров и спота. До конца этого года 85% флота работают в тс, в 2009-м тайм-чартером обеспечены уже только 61%, и значит, в следующем году компания будет куда более уязвима вследствии зависимости от спота. У компании заказы на 8 судов, но она считает, что будет построено и получено только 4. В других 4-х компания имеет интерес 50%, и не расчитывает их получить. Genco Shipping Опубликовала результаты 3 квартала 30 октября. Флот компании состоит из 31 судна, еще 10 заказаны, начало получения с 1 квартала следующего года. Однако из-за обвала рынка компания уже обьявила, что 6 заказов канселированы. OceanFreight Компания владеет 13 судами, из них 9 балкеров и 4 танкера. По итогам 2 квартала 97% флота работает в тайм-чартере до конца текущего года, в следующем году покрытие тс имеют 84%, в 2010-м 60%. Средняя продолжительность имеющихся тайм-чартеров 2.3 года. Safe Bulkers Принадлежит к числу компаний, стремительно наращивающих флот – в настоящее время у компании 11 судов со средним возрастом 3.37 года, еще 9 должны быть получены в период до середины 2010 года, по данным итогов 2 квартала. Ближайшее будущее покажет, удастся ли им сохранить все заказы, но не исключено, что удастся – банковская история хорошая и большинство новостроев уже имеет тайм-чартерное покрытие. На остаток текущего года тайм-чартерами покрыт весь флот, на 2009 87%, на 2010 66% - компания действительно, соответствует своему названию – безопасные балкеры. Какие можно сделать выводы из вышеизложенного? Компании связаны с BDI, но не напрямую. Главное, что необходимо понять при интересе к той или иной балкерной компании, это стратегия ее работы, и если компания 100% работает по тайм-чартерам, можно быть уверенным в ее стабильности и пусть невысоких, но относительно гарантированных доходах. Соответствено ведет себя и стоимость акций таких компаний. Компании, предпочитающие спот, могут принести огромные дивиденды, а могут и разориться, если например BDI останется еще некоторое время на том плачевном уровне, на котором он находится сейчас. При этом следует учитывать, что в условиях неблагоприятного фрахтового рынка владельцы судов в возрасте могут их продать на слом, что однако, в настоящее время крайне затруднительно и нежелательно из-за резкого спада цены на лом. Компании могут выставить свои суда на продажу на вторичном рынке, однако и этот вариант на сегодня сомнителен, вторичный рынок ждет, что будет с рынком фрахта. Да и вообще суда продают прежде всего те, кто готовится к банкротству, пока еще таких компаний мало. Source: Seeking Alpha