Новости



20.04.2009 - Сводка по захваченным сомалийскими пиратами судам и экипажам 10 ноября - 16 апреля

Сводка составлена по моим данным и подсчетам, и конечно, возможны ошибки. Если у кого-то есть добавления или уточнения, с благодарностью приму. Войтенко М.Д. В статистику не включены захват французской яхты Tanit, освобожденной французским спецназом (погиб владелец яхты) и кратковременный захват американского контейнеровоза Maersk Alabama.

Исключил из статистики неподтвержденные данные по захватам нескольких грузовых и рыболовных судов – эти суда не числятся в базах данных и принадлежат местным судовладельцам из региона западной части Индийского океана. Исключил также нигерийский буксир, захваченный еще 4 июля. Привел данные, но не включил в статистику, по задержанию или захвату двух греческих рыболовных судов, двух египетских рыболовных судов и итальянского шельфового судна Buccaneer с баржами на буксире, так как случаи спорные и скорее всего, к пиратству не имеют отношения. В период с 10 ноября по 16 апреля захвачено 18 судов, включая одну яхту. Освобождено за выкуп 3 судна, итого в настоящее время в плену находится 15 судов, включая одну яхту. На борту судов и яхты около 200 человек заложников, точное количество установить практически невозможно, скорее 200 и более, чем менее 200. Вызывает серьезную озабоченность судьба танкера Stolt Strength, захваченного еще 10 ноября – судно в плену уже 6-й месяц, и что там творится, неизвестно. Но время в плену Stolt Strength отнюдь не рекорд, были случаи нахождения в плену по 9 и более месяцев. Граждане России – 6 человек минимум. 3 в составе экипажа контейнеровоза Hansa Stavanger - старший помощник и 2-й механик (С-Петербург), старший механик (Калининград). 1 - капитан танкера Nipayia. 2 подтвержденных на борту балкера Malaspina Castle - работники Лебединского ГОКа (Белгородская область), сопровождавшие груз этого ГОКа. Не исключено, на борту балкера есть и другие граждане (гражданин) России. Неизвестен состав экипажа ливанского сухогруза Sea Horse, даже точное количество. Может быть, и русских занесло, судно субстандартное, неквалифицированный моряк, которому «не светят» качественные компании, может пойти и на такое судно, на свой страх и риск. Граждане Украины – 5 человек. 2 на борту контейнеровоза Hansa Stavanger - 3-й помощник и фиттер (моторист). 2 на борту балкера Malaspina Castle. 1 на борту балкера Saldanha. Граждан стран Балтии вроде в плену на сегодня нет. Выкуп и время пребывания судов в плену - как видим, в последнее время сроки нахождения в плену захваченных судов резко сократились, до 2-3 недель. Это обьясняется тем, что большинство судовладельцев покрывает суда, следующим Аденским заливом и/или водами западной части Индийского океана, страхованием от пиратства, в том числе страхованием суммы возможного выкупа 2-3 миллиона долларов. Таким образом, судовладельцу нет особого смысла торговаться с пиратами за каждую тысячу долларов и держать суда в плену по 2 и более месяца, чтобы минимализировать свои убытки. Расходы несет страховщик, и 2 миллиона выкуп или 2.5 миллиона, судовладельцу уже без особой разницы, страдает страховая компания. Стоимость такого страхования (туда входят сумма вероятного выкупа, оплата услуг посредников и доставки выкупа пиратам, возможно – оплата убытков от простоя, медицинских расходов) на сегодня, насколько известно, 20-30 тысяч долларов, страхование разовое на один проход или постоянное. Скорее всего, стоимость страхования в ближайшее время вырастет – если судить по тому, как быстро выкупаются суда и как не менее быстро растет количество атак и новых захватов. Ушли в розовое прошлое детские выкупы менее миллиона, миллион и чуть более. Стандартом стали 2 – 2.5 миллиона. Египетский Blue Star выкупили за миллион, но это явное исключение из правил, да и то неизвестно, либо египтяне приврали, либо им сделали скидку, как соседям и единоверцам. Хроника захватов и освобождений: 15 апреля – сомалийские пираты освободили балкер Titan (дедвейт 43214 тн, постройки 1983, флаг С.Винсент, оператор ALBAMAR SHIPPING Афины), следовавший с Черного моря в Корею с грузом металлопродукции и захваченный 19 марта вечером в Аденском заливе. В составе экипажа 24 человека трое граждан Греции и один Украины. Все живы и здоровы. 14 апреля сомалийские пираты захватили ливанский сухогруз Sea Horse валовой 4932, постройки 1973, флаг Того, оператор ливанская компания SEALINK SARL. Судно субстандартное, даже класса Регистра у него нет или во всяком случае, не указано. Если там вдруг и окажутся граждане России или Украины, то это надо ухитриться. Сухогруз захватили на расстоянии 77 миль от побережья – слишком он близко подошел или направлялся в какой-либо сомалийский порт. Sea Horse – воистину рабочая лошадка, у него была куча имен и владельцев, фото 2006 года, тогда он назывался Sanie. ► 14 апреля ночью сомалийские пираты захватили балкер IRENE E. M. (дедвейт 35025 тонн, постройки 1980 года, флаг С.Винсент, оператор греческая компания CHIAN SPIRIT MARITIME ENT INC Пирей), экипаж 22 человека. Вроде все они – граждане Филиппин. Судно следовало из Иордании на Индию. Захватчено оно было, по словам военных, в считанные минуты при свете луны. ► 11 – 12 апреля, захват или задержание двух египетских рыболовных судов и итальянского шельфового судна Buccaneer с двумя баржами на буксире. Как сообщили власти Пунтленд и Сомалиленд, сомалийские пираты не имеют отношения к двум египетским рыболовным судам и итальянскому буксиру с баржами, задержанным недавно в водах Сомали. Египетские рыболовные суда с 18-24 рыбаками на борту были задержаны в водах провинции Сомалиленд 12 апреля, властями или местными рыбаками, за незаконный лов рыбы, причем браконьерскими методами, донным тралением. Шельфовое судно-снабженец Buccaneer под итальянским флагом, валовой 1672, постройки 1981, управляющая компания SEACOR OFFSHORE DUBAI LLC, задержали в Аденском заливе в субботу 11 апреля, оно буксировало две баржи (шельфовое судно снабженец это по сути буксир), на борту 16 человек экипаж, 10 граждан Италии, 5 Румынии, 1 Хорватии. Выяснилось, что т/х Buccaneer с баржами задержано властями провинции Пунтленд для проверки содержимого барж, в частности контейнеров. Дело в том, что в водах Сомали давно и незаконно сбрасывают различные отходы, особенно отличились в этом именно итальянцы. После проверки контейнеров на баржах их и буксир отпустят, если там не будут обнаружены отходы. Если найдут отходы, начнутся разбирательства. 6 апреля утром пираты захватили английский балкер Malaspina Castle и тайваньское рыболовное судно Win Far 161. Балкер (дедвейт 21173 тонн, постройки 1981, флаг Панама, владелец Navalmar Уимблдон), следовавший из Новороссийска на Китай, захватили в Аденском заливе, рыболовное судно далеко в Индийском океане в районе Сейшел. Рыболовное судно Win Far 161 - экипаж 29 человек, два гражданина Тайваня включая капитана, 5 граждан Китая, 6 Индонезии и 17 Филиппин. Балкер Malaspina Castle - экипаж 24 человека, 16 граждан Болгарии, Остальные граждане России, Украины и Филиппин. Подтвержденно 2 гражданина России, работники Лебединского ГОКа (Белгородская область), сопровождавшие груз этого ГОКа. ► 5 апреля – захвачен йеменский буксир AL-GHAITH в водах Йемена, экипаж 7 человек. ► 4 апреля - сомалийские пираты захватили контейнеровоз Hansa Stavanger (дедвейт 20526 тонн, вместимость контейнеры – 1270 TEU (20-футовые), постройки 1997 года, флаг Германия, оператор LEONHARDT & BLUMBERG REEDEREI Гамбург). Состав экипажа: капитан – гражданин Германии.Граждане России – старший помощник и 2-й механик (С-Петербург), старший механик (Калининград). Граждане Украины – 3-й помощник и фиттер (моторист). Граждане Филиппин – 14 человек. Судно гружено контейнерами с товарами азиатского производства, стоит на линии Азия – Ближний Восток – Восточная Африка. Контейнеровоз следовал из Джебель Али ОАЭ в Момбаса Кения. ► 2 апреля береговая охрана Пунтленд задержала два греческих рыболовных судна в водах Пунтленд, и заявила, что они арестованы, так как их лицензии закончились и они браконьеры. С греческих судов открыли по береговой охране огонь. Она не осталась в долгу и также открыла огонь, в результате суда были задержаны и приведены в порт Босассо, Пунтленд. Министр рыболовства Пунтленда между тем, утверждает, что у судов лицензии были и они имели право вести лов, о чем он предупреждал береговую охрану. Суда в настоящее время стоят в Босассо, гражданство экипажей неизвестно, равно как и их состояние. 1 апреля - захват сомалийскими пиратами небольшого круизного судна Indian Ocean Explorer (валовая 148, постройки 1956 года, флаг Сейшелы, оператор BARRINGTON & ALLIED) – судно вообще-то больше научно-исследовательское, однако похоже, используется и как туристское, оно расчитано на максимум 12 пассажиров. Пираты захватили судно, когда оно выгрузило очередную партию туристов на одном из островов Сейшельского архипелага, то есть никто кроме экипажа (вряд ли более 6-8 человек) в плен не попал. Судно имеет самое современное оборудование для подводных съемок и дайвинга, длина его, судя по тоннажу, вряд ли превышает 30-35 метров. Обратите внимание на место захвата – в тысяче миль от побережья Африки, то есть пираты простирают свою активность уже до центра можно сказать, Индийского океана. ► 28 марта сомалийские пираты освободили танкер-газовоз Longchamp, экипаж 13 человек жив и здоров. Говорится, что на переговорах об освобождении шла речь о шести с лишним миллионах долларов, но вряд ли конечно было уплачено что-то даже близкое. Чтон-ибудь в районе двух миллионов, плюс-минус пара сотен тысяч. Сообщение о захвате: 29 января - сомалийские пираты захватили танкер-газовоз LPG Longchamp (на 3200 кбм, валовая 3415, постройки 1990 года, флаг Багамы, оператор германская SCHULTE-HAMBURG 20095), экипаж 13 человек. Судно в грузу следовало с Европы на Дальний Восток, при захвате никто не пострадал. В составе экипажа 12 граждан Филиппин и 1 гражданин Индонезии. Захват танкера Nipayia: 25 марта в 13.16 местного времени в 01:42.53N - 053:41.92E, приблизительно в 370 милях к востоку-юго-востоку от Хобио, Сомали, сомалийские пираты захватили танкер-химовоз Nipayia (валовая 5357, постройки 1997, флаг Панама, оператор LOTUS SHIPPING Греция), экипаж 19 человек, судно ведут в одну из пиратских баз. Капитан судна – гражданин России. ► Захват танкера Bow Asir: 26 марта в 07.45 Гринвич в 02:26S - 048:11E – 310 миль к юго-востоку от Могадишу Сомали, сомалийские пираты за хватили танкер-химовоз Bow Asir (валовая 14627, постройки 1982, флаг Багамы, оператор SALHUS SHIPPING AS Норвегия), и повели судно в одну из своих баз вдоль побережья Сомали. Экипаж 27 человек, 1 гражданин Норвегии (капитан), 19 граждан Филиппин, 5 граждан Польши, 1 гражданин России, 1 гражданин Литвы. На фото танкер Bow Asir 25 марта –сообщение о захвате пиратами яхты под флагом Сейшел, на борту 4 яхтсмена. Яхта приведена в Гаракад Сомали и там поставлена на якорь. ► Вечером 19 марта сомалийские пираты захватили в Аденском заливе балкер Titan (дедвейт 43214 тн, постройки 1983, флаг С.Винсент, оператор ALBAMAR SHIPPING Афины), слеодовавший с Черного моря в Азию с грузом металлопродукции. Экипаж 24 человека, на декабрь 2008 судно не было покрыто соглашением ITF, экипаж состоял из граждан Греции, Филиппин и Румынии. На сегодня известно о трех граждан Греции и вроде бы одном Украины. Сейчас пираты ведут балкер в одну из своих баз, переговоры начнутся скорее всего, только после того, как судно будет приведено в бухту. При захвате по первым данным никто не пострадал. Балкер не входил в конвои, следовавшие Аденским заливом, и не регистрировался в Центре сил ЕС - Maritime Security Centre - Horn of Africa (MSCHOA), то есть следовал самостоятельно. 4 марта сомалийские пираты освободили египетский сухогруз Blue Star, и как утверждает владелец судна, выкуп составил миллион долларов, что существенно меньше выплат последних месяцев. Экипаж 28 человек жив и здоров. Сообщение о захвате: 1 января сомалийские пираты захватили сухогруз Blue Star (валовая 6168, постройки 1977, флаг С.Киттс, оператор египетская ALFA MARINA LTD). Судно следовало в восточном направлении, выйдя из Красного моря, с грузом 6000 тонн удобрений, в Аденский залив вошло утром 1 января. 22 февраля сомалийские пираты захватили балкер Saldanha (валовая 38886, постройки 2004, флаг Мальта, оператор CARDIFF MARINE INC Греция Афины). Время и место захвата: 22.02.2009 0400 Гринвич в 12:33.98N - 047:01.32E, Аденский залив. Балкер следовал в Европу, Средиземноморье, с грузом угля. Экипаж 22 человека. Национальность -15 индийцев, 5 филиппинцев, один гражданин Украины. На фото балкер Saldanha – фото от 2007 года, тогда судно называлось SHINYO BRILLIANCE: ► 3 февраля - сообщение об исчезновении сухогруза JAIKUR II в сомалийских водах. Сухогруз JAIKUR II (валовая 5438, постройки 1977, флаг Коморры, владелец EMIRATES COASTS SHIPPING LLC Дубай), экипаж 14 человек, все граждане Индии. Судно прибыло в Могадишу, столицу Сомали, 24 января в сопровождении французского фрегата FNS FLOREAL, с партией гуманитарного продовольствия на борту. С тех пор о судне нет никаких известий, на связь оно не выходит. ► 29 января - сомалийские пираты захватили танкер-газовоз LPG Longchamp (на 3200 кбм, валовая 3415, постройки 1990 года, флаг Багамы, оператор германская SCHULTE-HAMBURG 20095), экипаж 13 человек. Судно в грузу следовало с Европы на Дальний Восток, при захвате никто не пострадал. В составе экипажа 12 граждан Филиппин и 1 гражданин Индонезии. 13 января сомалийские пираты захватили йеменский танкер с 2000 тонн топлива на борту, следовавший в йеменский порт Наштун, в Аденском заливе. Детали судна и подробности захвата неизвестны. ► 1 января сомалийские пираты захватили сухогруз Blue Star (валовая 6168, постройки 1977, флаг С.Киттс, оператор египетская ALFA MARINA LTD). Экипаж 28 человек, национальность неизвестна, судно следовало в восточном направлении, выйдя из Красного моря, с грузом 6000 тонн удобрений, в Аденский залив вошло утром 1 января. 16 декабря –пираты захватили в Аденском заливе буксир Masindra 7 (валовая 262, постройки 1975, флаг Малайзия, владелец MASINDRA SHIPPING Малайзия), с баржей ADM 1, экипаж 11 человек все граждане Индонезии. Буксир с баржей стоят на якоре у Хаво – оконечность Африканского Рога. Судно с баржей на буксире следовало в Малайзию, то есть из Европы. ► 10 ноября захвачен танкер Stolt Strength (дедвейт 33209, постройки 2005, флаг Филиппины). Это второй танкер компании Stolt, захваченный пиратами. Экипаж 23 человека все филиппинцы. Танкер следовал на Кандла с фосфорной кислотой. 10.11.2008 1400 Гринвич в 13:27.6N – 048:26.8E Аденский залив ► Войтенко Михаил 16 апреля 2009