Обзор прессы



18.08.2021 - Регуляторная гильотина «отсекла» лицензии на буксировку

Владельцы морских судов с начала года не могут получить новые лицензии на буксировку в морских портах, сообщает «Коммерсантъ». Прежний порядок был отменен с введением «регуляторной гильотины», а новый может вступить в силу только с марта 2022 года. С трудностями столкнулись компании, которым нужно оформить лицензию на новые буксиры, переоформить ее или привлечь такой флот из-за рубежа. Участники рынка просят Правительство ускорить вступление в силу нового порядка лицензирования.

«Ъ» ознакомился с коллективным письмом от 2 августа в адрес первого вице-премьера Андрея Белоусова от лица сервисных компаний, в том числе сервисной компании «Дело» и «Флота НМТП» (Новороссийск), «Буксира» (порт Мурманск), «Альянса» (Петербург, Выборг, Мурманск и Калининград) и «Северного альянса» (Петербург), а также с письмом на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Эксперты рынка пишут, что задержка вступления в силу акта, который должен прийти на смену попавшему под «регуляторную гильотину» постановлению Правительства создала пробел в 14 месяцев, препятствующий этой деятельности.

С 1 января утратило силу постановление правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», распространяющееся в том числе на подлежащую обязательному лицензированию буксировку морским транспортом. Чиновники посчитали нужным аннулировать его в рамках «регуляторной гильотины».

Постановление, которое должно прийти на смену отмененному, вступает в силу только с 1 марта 2022 года. А, значит, до этой даты ни получить лицензию на новый буксир, ни внести изменения в действующую нельзя.

Отсутствие регулирования на столь длительный срок, пишет АСОП, фактически парализовало данные сферы деятельности и, по мнению ассоциации, недопустимо. Буксировщики согласны: в «правовой вакуум» попали все организации, осуществляющие деятельность на морском и внутреннем водном транспорте. Вместе с тем, сообщается в коллективном письме, заблокирована и перевозка морем и внутренним водным транспортом опасных грузов. В FESCO подчеркнули, что компания не может переоформить лицензии, необходимые для перевозки опасных грузов, «в связи с отменой действующего положения о лицензировании»: в компании предлагают, чтобы новые акты вступили в силу с 1 сентября.

Однако у тех, кому не нужно в течение этих 14 месяцев оформлять или менять лицензию, проблем не возникло. В частности, как сообщили «Ъ» в Туапсинском морском торговом порту (входит в Первую портовую компанию Владимира Лисина), там буксировка осуществляется на основании бессрочной лицензии. Наличие сложностей в отрасли и ведомствах признают, противников ускорения начала лицензирования не нашлось.

Главная загвоздка – в норме ФЗ-247 (ист.) об обязательных требованиях, согласно которой содержащие такие требования нормативные акты могут вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября, при этом не ранее 90 дней с момента опубликования.

Постановление №1243 (ист.) было опубликовано только 21 июля, что исключает возможность вступления его в силу с 1 сентября этого года.

АСОП в своем письме видела выход в том, чтобы решением правительства ввести мораторий на лицензирование и проведение проверок лицензий до вступления в силу нового документа. Сервисные компании предлагают другой вариант: изменить постановление №1742 (ист.), отменяющее в том числе и прежний документ, так, чтобы он утрачивал силу только с 1 марта 2022 года. Департамент транспорта правительства 13 августа поручил Минтрансу и другим ведомствам рассмотреть письмо и в кратчайшие сроки внести проект постановления.