Новости - Безопасность мореплавания



12.01.2024 - Любопытная предыстория последнего захвата Ираном танкера St Nikolas в Оманском заливе

Последним развитием продолжающейся серии инцидентов в Красном море стал захват Ираном танкера в Оманском заливе, что еще больше усилило напряженность в регионе.

Танкер St Nikolas, работающий под флагом Маршалловых островов, был взят на абордаж иранскими военно-морскими силами во время рейса в Оманском заливе с иракской сырой нефтью, предназначенной для Турции. Его система слежения AIS с тех пор была отключена, и, как сообщается, сейчас он направляется в сторону иранского порта Бандар-э-Джаск.

Этот инцидент, по-видимому, связан с конфискацией Соединенными Штатами груза иранской нефти с судна в прошлом году в соответствии со сделкой, достигнутой между Министерством юстиции США и оператором судна, греческой компанией Empire Navigation Inc.

В настоящее время на St Nikolas загружено 145 000 метрических тонн (около 1 миллиона баррелей) нефти, которая была погружена в иракском порту Басра и направлялась в Алиагу на западе Турции. Турецкая компания Tupras подтвердила, что на судне перевозится нефть, купленная у иракской государственной нефтяной компании SOMO.

Как сообщается, иранские государственные СМИ заявили, что сегодняшняя конфискация является ответом на «кражу» иранской нефти Соединенными Штатами в прошлом году.

В апреле 2023 года США провели операцию по обеспечению соблюдения санкций, в результате которой в Южно-Китайском море недалеко от Сингапура был задержан танкер, ранее известный как Suez Rajan, поскольку на нем было загружено более 980 000 баррелей иранской сырой нефти, принадлежащей Ирану и Корпусу стражей исламской революции Ирана (КСИР).

В какой-то момент после захвата судно было доставлено в США, где оно ждало у берегов Техаса более двух с половиной месяцев, опасаясь возмездия, прежде чем нефть была наконец отгружена. Старший командующий ВМС КСИР предупредил, что Иран примет ответные меры против любой нефтяной компании, выгружающей иранскую нефть из захваченного танкера.

Почти сразу после захвата Suez Rajan Иран в ответ захватил два танкера вблизи Ормузского пролива, а именно Advantage Sweet и Niovi, которые он продолжает удерживать по сей день. Первый перевозил грузы для крупной американской нефтяной компании Chevron Corp, однако аргументы Ирана в отношении захвата Niovi немного более туманны. Несколько месяцев спустя судно Richmond Voyager под флагом Багамских островов, также зафрахтованное американской компанией Chevron, едва избежало захвата в Оманском заливе благодаря прибытию военного корабля ВМС США. Иран обвинил Richmond Voyager в столкновении с иранским кораблем и заявил, что получил постановление суда о его аресте.

Министерство юстиции США наконец предоставило подробности апрельского захвата Suez Rajan в сентябре. По данным ведомства, арест произошел после того, как компания Suez Rajan Limited, фрахтовавшая бербоут-чартер, признала себя виновной в сговоре с целью нарушения Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) и экономических санкций против Ирана в связи со схемой тайной продажи и транспортировки нефти в Иран. В дополнение к признанию вины Министерство юстиции заявило, что оно также достигло соглашения об отсрочке судебного преследования (DPA) с Empire Navigation, согласно которому компания согласилась сотрудничать с правительством и транспортировать иранскую нефть в Соединенные Штаты для фактического физического ареста, в то время как также взял на себя расходы по путешествию.

Министерство юстиции назвало эту резолюцию первым уголовным решением в США, касающимся компании, которая нарушила санкции, содействуя незаконной продаже и транспортировке иранской нефти.

Ормузский пролив и Оманский залив с Персидским заливом являются важнейшим водным путем, через который проходит пятая часть всей продаваемой нефти. Он стал центром напряженности в регионе после того, как бывший президент Трамп вывел США из иранской ядерной сделки в 2018 году. С 2019 года Иран провел серию захватов судов и нападений, направленных против судоходства в водах Персидского залива.

По данным США, с 2021 года Иран атаковал или захватил около 20 торговых судов. В сочетании с захватами и нападениями на танкеры прошлой весной США увеличили свое военное присутствие на Ближнем Востоке прошлым летом и, как сообщается, даже рассматривали возможность размещения вооруженного военного персонала на иностранных территориях.

В 2022 году произошел еще один известный инцидент, когда Греция конфисковала иранский танкер Pegas по поручению США, что побудило иранские силы месяц спустя захватить два греческих танкера. После того как США конфисковали часть груза, верховный власти Греции постановил, что груз должен быть возвращен Ирану.

На фоне обострения напряженности, после захвата США Suez Rajan в апреле 2023 года, Греция (которая является крупнейшей страной-судовладельцем) предупредила судовладельцев избегать плавания вблизи иранских вод, чтобы избежать возможного возмездия.

Поскольку поддерживаемые Ираном хуситы наносят удары беспилотниками и ракетами из Йемена по международным морским путям в Красном море, этот последний, казалось бы, не связанный с этим захват танкера Ираном служит дальнейшему усилению напряженности вокруг критически важных морских узких мест на Ближнем Востоке.