Новости - Безопасность мореплавания



31.01.2024 - Пиратские суда-базы активизировались в Индийском океане

Недавняя активность в Индийском океане вызывает опасения по поводу возрождения сомалийского пиратства.

Центр морской безопасности Африканского Рога (MSCHOA), действующий под эгидой Военно-морских сил Европейского Союза (EU NAVFOR), полагает, что в Индийском океане сейчас действуют как минимум две пиратские группы, потенциально действующие с базовых судов. Это последовало за серией угонов рыболовецких судов у побережья Сомали, продолжавшихся с ноября.

«Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что пираты действуют с базовых лодок и ищут цели в районах, где морские условия позволяют высадиться на борт. Эти отдаленные места также с меньшей вероятностью будут патрулироваться международными силами. Пираты подходят к судам, чтобы оценить, есть ли на борту вооруженная группа безопасности», — говорится в бюллетене НАВФОР ЕС, опубликованном во вторник 30 января.

Использование базовых судов для проникновения вдаль от берега было обычной тактикой, которую использовали сомалийские пираты более десяти лет назад. Фактически, недавние инциденты имеют все признаки пиратской деятельности.

Согласно обновленной информации, полученной в рамках операции «Аталанта» EU NAVFOR, операции по борьбе с пиратством, которая проводится у Африканского Рога и западной части Индийского океана с 2008 года, коммерческие суда Adria и Waimea  стали объектами попыток абордажа 24 и 27 января соответственно. Группа действий пиратов была частично нейтрализована, когда 29 января береговая охрана Сейшельских островов освободила захваченный траулер Lorenzo Putha 04, на котором потенциально находилось до 12 пиратов, действовавших с неизвестного судна-базы.

Эти инциденты внимательно отслеживаются британской группой EOS Risk Group, которая предполагает, что эти действия могут сигнализировать о возрождении сомалийского пиратства.

Примечательно, что сухогруз Ruen был захвачен 14 декабря 2023 года в Индийском океане, примерно в 680 морских милях (нм) к востоку от Босасо (Сомали). Судно до сих пор находится в водах Сомали. Этот инцидент, судя по всему, стал первым успешным захватом коммерческого судна базирующимися в Сомали пиратами с 2017 года.

В другом инциденте 4 января предполагаемые пираты поднялись на борт M/V Lila Norfolk . Экипаж судна укрылся в цитадели судна до прибытия ВМС Индии, к этому времени пираты уже покинули судно.

В настоящее время неясно, будут ли угнанные рыболовные суда использоваться в качестве базовых судов для совершения нападений на международное судоходство, или же эти инциденты ограничатся вооруженным ограблением.

Будущее пиратства в регионе может зависеть от исхода дела Ruen. Если в данном случае пиратство окажется прибыльным, это может способствовать возобновлению пиратской деятельности после завершения сезона дождей, когда условия более благоприятствуют эксплуатации малых судов.

Потенциальное возрождение пиратства в Сомали произошло после того, как с 1 января 2023 года судоходная отрасль отменила статус региона как «зоны высокого риска» (HRA) в ответ на улучшение ситуации с пиратством. Зона высокого риска была создана в 2010 году, в разгар угрозы пиратства в Сомали. По данным EU NAVFOR, в период 2010-2011 годов сомалийские пираты совершили 415 нападений и почти 80 успешных захватов самолетов в течение двух лет.

В ответ на последнюю потенциальную угрозу судам, проходящим транзитом в регионе, рекомендуется принять усиленные меры безопасности, в частности (BMP5), и поддерживать связь с MSCHOA и офисом морских торговых операций Великобритании.