Новости - Безопасность мореплавания



27.10.2008 - Идти в обход Суэцкого канала под предлогом угрозы пиратства – это плохо или хорошо?

Судовладельцы уже перенаправляют суда вокруг Африки - . Как общество к судоходству, так и судоходство к обществу. С какой стати судовладельцы должны думать об общих интересах, если о них никто не думает.

По меньшей мере один балкерный оператор, из числа лидеров, дал инструкции капитанам своих судов следовать вместо опасных вод Аденского залива и следовательного, в обход Суэцкого канала, вокруг Африки. Известная малазийская MISC, один из крупнейших в мире судовладельцев, также рассматривает идею отказа от Суэцкого канала и изменения маршрутов следования своих судов в обход мыса Доброй Надежды, и у кого-кого, а у MISC есть на то все основания – два ее танкера были похищены в этом году, каждый пришлось выкупать за 2 миллиона долларов. Если тенденция станет повальной, нетрудно догадаться, к чему это приведет. Рейсы увеличатся в сроках до трех недель, можно расчитать стоимость из того, что в среднем эксплуатационная стоимость судна в сутки составляет 5-6 тысяч долларов. Что будет с бюджетом Египта, также понятно – наряду с доходами от граждан страны, работающими за границей, и туризма, доходы от Суэцкого канала являются одним из главных источников поступления валюты. Intercargo на днях подтвердила, что один из самых влиятельных судовладельцев Ассоциации принял решение перенаправить суда в обход Африки, отказавшись тем самым от Суэцкого канала. Задумались и многие другие. В эти же дни одно из ведущих охранных агентств Англии опубликовало данные своего исследования по рискам и расходам, связанным с пиратством в Аденском заливе. Согласно цифрам, выгоднее все-таки следовать Аденским заливом, потратившись на меры безопасности, чем направлять суда вокруг Африки. Так оно может быть и есть, но ведь надо учитывать и человеческий фактор – многие моряки уже открыто выражают нежелание подвергаться опасности пиратского плена. Судовладелец, конечно, должен это учитывать. BIMCO полагает, что дальнейшее развитие событий будет зависеть от ряда факторов, в том числе успехов (или неуспехов) кораблей, направленных в Аденский залив различными странами. Многие члены BIMCO также просчитывают варианты перенаправления своих судов, и ждут лишь первых результатов пребывания военных кораблей в регионе – определится спад пиратской активности или нет. Некоторые судовладельцы не приказывают пока капитанам менять курс, но и не запрещают – оставляют на усмотрение капитанов. Если капитан сочтет, что риск прохода Аденским заливом слишком велик, он вправе отказаться от прохода и направить судно в обход Африки. Комментарий: Я дал эту заметку по материалам Ллойд Лист, сообщений и статей о возможности отказа от прохода заливом и значит, Суэцэм уже немало, но почему-то никто не попытался проанализировать поведение и мотивации судовладельцев. На мой взгляд, при том, что творится в мировой экономике сегодня, при обвале фрахтового рынка, резкое удлинение одного из главных мировых морских маршрутов может оказаться очень выгодным для судоходства делом, настолько выгодным, что сектор при общем спаде начнет подниматься. Ведь столь значительное удлинение маршрутов очень быстро вызовет нехватку тоннажа в мировых масштабах, со всеми вытекающими последствиями, а платить-то придется фрахтователям и грузовладельцам, а не судовладельцам и операторам. Почему бы и нет, спрашивается. Не удивлюсь, если порыв многих владельцев отказаться от Суэцкого канала вызван в первую очередь именно этими соображениями – причем судоходство имеет на то полное право, ведь то, что творится с захватами и выкупами, совершенно нестерпимо. Все без исключения государства спешат откреститься от захваченных судов, сваливая проблему на головы судовладельцев. И с какой стати в таком случае судовладельцы должны думать об общих интересах, стоимости перевозок и потерях мировой экономики от удлинения маршрутов перевозок? Лучший способ заставить мировое сообщество заняться какой-либо проблемой, это ударить по кошельку каждой заинтересованной страны, а таких в данном случае большинство. Морским организациям (не говорю про IMO, этого на такое дело не хватит, слишком там много политики и всяких игр) вроде Intercargo, BIMCO и других надо бы не бесплодно возмущаться ничегонеделанием мирового сообщества, а призвать своих членов завернуть суда в обход, в массовом порядке. И ставки сразу вырастут, и кризис судоходства очень быстро сменится подьемом, и пиратством тут же займутся по настоящему. Или начнут эффективно с ним бороться непосредственно в море, или оккупируют Сомали международными силами – судоходству до этого нет дела, как мировому сообществу нет дела до каждого конкретного судовладельца, попавшего в беду. Все прогрессивное человечество обеспокоено гуманитарной ситуацией в Африке, туда караванами идут суда с гуманитарным продовольствием, и какой-то болезненный перекос – корабли НАТО будут в первую очередь охранять в Аденском заливе суда с продовольствием для Сомали, от сомалийских пиратов. Судоходство, без которого одна половина человечества умрет от голода, а вторая от холода, защищать пока невозможно – у военных нет на то проработанной и согласованной юридической базы. Так чего стесняться? Как к нам, так и мы. Если человечеству важнее гуманитарная катастрофа видите ли в Африке, то пусть получит свою собственную экономическую катастрофу, и потом думает, что надо делать в первую очередь – защищать свои суда и грузы, или бесплатно кормить Африку, от которой кроме эпидемий болезней и мигрантов никакого другого экспорта нет и не видно. Гуманизм это конечно хорошо, но не тогда, когда во имя гуманизма по отношению к одним страдают другие. Морской бюллетень