Новости - Безопасность мореплавания



16.10.2008 - Гос. Дума РФ приняла в первом чтении "Устав о дисциплине работников морского транспорта"

15 октября 2008 г. Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении проекты федеральных законов "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации", "Устав о дисциплине работников морского транспорта" и "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта 15 октября 2008 г.

Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении проекты федеральных законов "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (о порядке определения перечня портов с государственными лоцманскими службами), "Устав о дисциплине работников морского транспорта" и "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта" Результаты голосования – «за» соответственно 404, 339 и 322 депутата. Законопроекты были представлены официальным представителем Правительства Российской Федерации, статс-секретарем – заместителем Министра транспорта Российской Федерации Сергеем Аристовым. Справка к проектам федеральных законов Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года № 538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» в связи с жалобой международной общественной организации «Ассоциация морских лоцманов России» и автономной некоммерческой организации «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга». В основу проекта федерального закона положена концепция, одобренная в соответствии с разделом IX протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 27 марта 2006 г. № 11. Новая редакция пункта 2 статьи 87 Кодекса не содержит определения морского лоцмана как работника лоцманской службы государственной организации. Исходя из необходимости признания полноправия государственных и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, предлагается воздержаться от законодательного регулирования данного вопроса. Из пункта 2 статьи 87 Кодекса исключен абзац второй, устанавливающий, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации. При этом учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что ни Кодекс, ни иные федеральные законы, определяющие правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций, не определяют критериев и ориентиров относительно установления особенностей негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, оставив это на усмотрение Правительства Российской Федерации, и тем самым не исключив возможность произвольного толкования объема и содержания, а значит - ограничения прав и свобод актом Правительства Российской Федерации. Новая редакция пункта 2 статьи 87 Кодекса устанавливает, что в морских портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также морских портах, в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций. При этом предусмотрено, что перечень морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации. При формулировании новой редакции пункта 2 статьи 87 Кодекса учитывалось требование пункта 3.3 Постановления № 7 – П об определении четких критериев для внесения морских портов в данный перечень. Необходимо учитывать, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов (коммерческие и некоммерческие) самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность, и возможность выполнения их функций ни в какой форме не может быть обеспечена государственными органами. При таких условиях возможен отказ (по различным основаниям) от выполнения лоцманских проводок, что приведет к остановке деятельности крупных морских портов. Принятие новой редакции пункта 2 статьи 87 Кодекса позволит гарантированно обеспечить бесперебойный доступ судов в морские порты. Кроме того, некоторые морские порты (Мурманск, Владивосток, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Астрахань и ряд других) имеют особо важное значение для обеспечения обороноспособности страны, так как в них расположены военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей. В случае остановки работы негосударственной лоцманской организации возможно возникновение скопления судов на рейдах указанных морских портов, что представляет собой препятствие для выполнения задач Вооруженных Сил Российской Федерации. Создание в портах, имеющих стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны, государственной организации (наряду с негосударственной) не может быть признано надлежащим подходом к урегулированию данной проблемы. Оказание лоцманских услуг относится к сфере деятельности естественных монополий, размер лоцманского сбора устанавливается компетентным органом государственной власти. Существование в таких условиях двух лоцманских организаций экономически нецелесообразно. Возникнет необходимость увеличения лоцманского сбора для покрытия расходов двух аналогичных организаций. Это увеличит расходы судовладельцев и снизит привлекательность российских портов. справка Основаниями для разработки законопроектов «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта» и «Устав о дисциплине работников морского транспорта» являются статьи 189 и 330 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Необходимость разработки законопроектов вызвана тем, что дисциплина работников при выполнении трудовых обязанностей служит гарантией безопасного функционирования морского и внутреннего водного транспорта и предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды. В настоящее время дисциплина труда работников морского и внутреннего водного транспорта регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта, а также Уставом о дисциплине работников морского транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 395 и Уставом о дисциплине работников речного транспорта СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1985 года № 812, применяемыми в части, не противоречащей трудовому законодательству Российской Федерации, впредь до введения в действие федеральных законов, утверждающих соответствующие уставы. При разработке законопроектов были использованы положения действующих в настоящее время уставов о дисциплине работников морского и внутреннего водного транспорта, прошедших проверку многолетней практикой применения. Законопроекты помимо норм, определяемых Трудовым кодексом Российской Федерации, устанавливают, дополнительные основные обязанности работников морского и внутреннего водного транспорта по обеспечению безопасности мореплавания (судоходства), защиты и сохранности гидросооружений, предупреждению аварий и аварийных ситуаций; дополнительный вид поощрений за труд – награждение ведомственными наградами; дополнительные дисциплинарные взыскания и основания их применения: предупреждение о неполном служебном соответствии в случае повторного совершения дисциплинарного проступка после наложения на работника дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора; освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности мореплавания (судоходства) и движением судов, на срок до одного года за совершение дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение или нарушение безопасной эксплуатации оборудования, создание аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов или загрязнения окружающей среды; увольнение в случаях совершения дисциплинарного проступка, повлекшего за собой аварию или загрязнение окружающей среды, повторного совершения дисциплинарного проступка, повлекшего за собой повреждение или нарушение безопасной эксплуатации оборудования, создание аварийной ситуации, угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов или загрязнения окружающей среды, объявления в течение года двух и более предупреждений о неполном служебном соответствии. Следует отметить, что освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с безопасностью мореплавания и движением судов, не означает для работника потерю работы. С его согласия он может быть переведен на другую, не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу, и по истечении срока применения взыскания, сдав квалификационный экзамен, вернуться на ранее замещаемую должность. В связи со спецификой деятельности морского и внутреннего водного транспорта законопроектами определен порядок применения поощрений и дисциплинарных взысканий. Работодатель вправе применять все виды поощрений и дисциплинарных взысканий, но одновременно оговорено право применения ряда из них капитаном судна - объявление благодарности, замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии - с оформлением приказом по судну и последующим уведомлением работодателя. Принятие данных законопроектов позволит повысить уровень безопасности эксплуатации судов и иных технических средств на морском и внутреннем водном транспорте. Кроме того, регулирование дисциплины труда на уровне федерального закона является гарантией соблюдения права человека на труд, закрепленного в Конституции Российской Федерации и будет способствовать укреплению законности в сфере трудовых отношений и социальной защищенности работников морского и внутреннего водного транспорта. Законопроекты подготовлены с учетом мнения отраслевых профсоюзов и объединений работодателей, прошли согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, получили положительное заключение Минюста России. Реализация данных законопроектов не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. С принятием законопроектов полностью подлежит признанию не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 26 августа 1985 года № 812 «Об утверждении Устава о дисциплине работников речного транспорта СССР» и признанию утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта». После принятия представленных федеральных законов Минтрансом России будут утверждены в установленном порядке соответствующие перечни работников, на которых распространяется действие данных федеральных законов. Пресс-служба Минтранса России