Новости - Безопасность мореплавания



20.10.2008 - Сомалийское пиратство – проблемы и решения

Требования пиратов растут. Франция считает, что пиратов можно и нужно топить. Угроза Суэцкому каналу растет. Патрулирование кораблями международного сообщества не решит проблему.

Глава Ллойд Лорд Ливин провели переговоры с правительством Англии по проблемам, свазянным с эскалацией сомалийского пиратства – ростом количества захватов, требований выкупа и стоимости выкупа. На семинаре юридической компании Holman Fenwick Willan, проведенном в офисе Ллойда в Лондоне, сообщили, что Лорд Ливин создает группу, призванную помогать в освобождении захваченных судов и бороться с ростом стоимости выкупа. Год назад пираты требовали в среднем 500000 долларов за судно, в этом году требования пиратов выросли с 1 до 8 миллионов. По данным ллойдовского страховщика Hiscox, в этом году пираты получат порядка 50 миллионов наличными в виде выкупов. Holman участвовала в нескольких переговорах, компания “была поражена отсутствием интереса и реакции со стороны правительств заинтересованных государств и полным отсутствием помощи как от государств, так и организаций, имеющих отношение к судоходству». Отрасли, считают в Holman, необходимо оказывать давление на правительства своих стран, чтобы переломить ситуацию и отношение к захваченным судам и экипажам. За последние отпущенные пиратами суда они требовали 20 миллионов долларов, получили порядка 10-ти. Угроза растет, считают в Ллойде. Пираты становятся все более жадными и действуют все более рискованно, в конце-концов, рано или поздно, но дойдет до жертв среди экипажей. При этом вызывает удивление тот факт, что если страховщики корпуса покрывают убытки от выплаты выкупа, страховщики военных рисков остаются в стороне. Некоторые андерайтеры грузов добровольно соглашаются помочь с убытками. Одна из самых сложных операций при захвате судна – доставка выкупа, ведь в настоящее время практически все выплачиваемые выкупы доставляются непосредственно пиратам, а не через третьи страны, как было недавно. Многие банки не желают выдавать наличные для выкупа несмотря на то, что это совершенно законная операция. International Maritime Bureau сообщило в свою очередь на семинаре, что банды пиратов хорошо организованы, правительство Сомали бессильно с ними справиться, и в целом, остается надеяться на патрулирование Аденского залива и вод Сомали кораблями заинтересованных стран, прежде всего Евросоюза. Представитель французских ВМС сказал на семинаре, что исходя из их опыта, Unclos предоставляет достаточные юридические основания для борьбы с пиратством, было бы желание. Кроме того, Франция применяет и свои собственные законы в тех случаях, когда речь идет о судах либо под французским флагом, либо французских судовладельцев, либо с гражданами Франции на борту. Франция стала самой «силовой» нацией в борьбе с сомалийскими пиратами, осуществив две успешные военные операции. Представитель ВМС Англии огласил их данные по количеству действующих в Аденском заливе пиратов – их не 100 или чуть более, их порядка 1000. ВМС Англии избрали тактику уничтожения лодок пиратов и их вооружения. Справка: Аденский залив расположен между Аравийским полуостровом и восточной оконечностью Африки, полуостровм Африканский Рог, длина залива 920 миль, ширина 300, залив является единственным маршрутом следования судов в Суэцкий канал и из Суэцкого канала, тем самым полностью его контролируя. В сутки заливом проходит порядка 250 судов. Угроза судоходству в заливе является угрозой судоходству в Суэцком канале, а он наряду с Малаккским проливом и Панамским каналом является одной из главнейших транспортных артерий мира. Суэцким каналом проходят около 10% всей мировой нефти и практически все предназначенные для Европы ( в т.ч. России товары азиатского производства). На узаконивании применения силы при борьбе с пиратством упорнее всех прочих стран настаивает Франция – и действительно, необходимо установить четкие правила действий, что можно и чего нельзя, а заодно – что делать с захваченными в плен пиратами. Случаев суда и последующего тюремного заключения крайне мало, два года тому назад 10 пиратов осудили и посадили в Кении, в этом году 6 пиратов, захваченными спецназом, доставили во Францию, судили и также приговорили к тюремному сроку. В настоящее время собираются слать, или уже выслали корабли для борьбы с пиратством Малайзия, Россия, Индия, Корея. НАТО шлет соединение из 7 кораблей – эсминцы из США и Италии, фрегаты из Германии, Греции, Англии, Турции. Отдельное соединение кораблей пришлет в декабре ЕС – три корабля плюс транспорт-снабженец и корабли наблюдения, с командным центром в Лондоне. Как они будут между собой взаимодействовать, пока совершенно непонятно. При этом некоторые наблюдатели и власти как Сомали, так и наиболее пиратского региона Сомали, провинции Путленд, полагают, что хотя международные силы и уменьшат угрозу от пиратства в заливе, оно не прекратится, захваты судов будут продолжаться. Слишком много людей стало видеть в этом «бизнесе» единственное средство к существованию, и не исключено, что к пиратам присоединятся террористы и иностранные, хорошо обученные преступники. Единственным способом покончить с пиратством они считают только один – установление в стране порядка и твердой власти. По материалам иносми