Новости - Безопасность мореплавания



21.10.2008 - Сомалийское пиратство – есть ли у него будущее и перспективы

Статистически сомалийское пиратство неопасно, если речь не о твоем судне. Три способа борьбы с пиратством, но нет четвертого – эффективного. Судоходству выгодно пойти в обход Суэцкого канала. У пиратства есть и будущее, и перспективы.

Статистически сомалийское пиратство неопасно Если исходить из сухой статистики, то сомалийское пиратство не такая уж и угроза. Судите сами – Суэцким каналом и значит, Аденским заливом, проходит до 10% всего мирового судоходства, в пересчете на сутки это порядка 250 судов. В этом году пираты захватили в Аденском заливе 32 судна, то есть процент захватов ничтожный по сравнению с общим транзитом. В настоящее время судовладельцы и операторы платят за проход Аденским заливом больше, чем в среднем за рейс – приходится забывать об экономии топлива, на всякий случай оформляется соответсвующая страховка плюс двойные зарплаты экипажам по договорам с ITF. Но все эти дополнительные расходы длятся всего двое суток, время прохождения Аденским заливом. Не так это и много. Наибольшую угрозу пираты представляют для небольших судов, особенно местных, с экипажами, укомплектованными гражданами африканских и ближневосточных стран. В ближайшее время в Аденском заливе будет сконцентрировано более 20 военных кораблей различных стран, в том числе стран НАТО. С главной задачей борьбы с сомалийским пиратством. Если и есть планы координации действий этих кораблей, то пока о них ничего не известно. Но не надо быть Нельсоном, чтобы понять, что есть всего три способа противодействия пиратам в заливе. Три способа борьбы с пиратством, но нет четвертого - эффективного Первый, он же действующий в настоящее время. Корабли патрулируют определенный участок в заливе, открывая огонь по пиратам только тогда, когда они непосредственно атакуют проходящие коммерческие суда. При этом исходя из имеющегося немалого опыта известно, что корабли открывают главным образом предупредительный огонь, крайне редко стреляя непосредственно по пиратам. Как бы то ни было, но это патрулирование спасло от захвата уже не одно судно. Чем больше кораблей на патрулировании, тем больше судов они спасут, но пиратов им не вытеснить, они все равно будут захватывать то или иное неосторожное судно. Второй более агрессивен. Корабли и вертолеты с кораблей открывают огонь на поражение, независимо от того, нападают пираты на судно или просто курсируют взад-вперед в ожидании добычи. Ошибка практически исключается, даже если оружие пираты спрятали – в Аденском заливе ну никак не встретишь небольшую лодку, битком набитую здоровенными мужиками, вышедшими прогуляться или половить рыбки. Однако при этом надо быть готовыми к истерикам в медиа и возмущению общественности, а также к тому, что пираты начнут брать на борт в качестве живого щита женщин и детей. Таким образом, борьба с пиратами превратится в мучительную борьбу с москитами с помощью револьвера, при постоянных упреках и протестах общественности, обвиняющих военных в излишнем насилии. Третий самый радикальный. Бить по гнездам – высаживаться на берег и убивать или брать в плен столько пиратов, сколько представится возможным. Уничтожать пиратские суда и лодки, а также вооружение. Но этот способ и самый опасный – для стороны, которая таким образом начнет борьбу с пиратством. Будут гибнуть мирные люди и их имущество. Военных немдленно обвинят в жестокости и преступлениях против человечности. Мировая общественность обвинит «агрессора» во всех сметрных грехах и в конечном счете, дерзнувшего бороться с пиратством в его гнезде обвинят в грязных планах по захвату Сомали. НАТО гарантировано на такой шаг не пойдет, имея опыт Югославии, Ирака, Афганистана. Выводы Я-то думал раньше, что концентрация кораблей заинтересованных держав в заливе покончит с пиратами в месяц или менее, но все-таки, задачка получается куда более трудной и непредсказуемой в последствиях. О фактическом уровне угрозы судоходству в заливе - да, в процентном отношении захватов очень мало. Исходя из статистики, опасаться нечего. Однако-ж опасаются, до бессонницы и попыток сделать все, чтобы обезопасить свои суда или еще лучше – избежать прохода заливом. Угроза и восприятие чего-либо как угрозы, в психологическом смысле и попытках себя обезопасить, сильно отличаются от статистических выкладок. Ведь по статистике, вероятность попасться в лапы уличным отморозкам в темном закоулке ночью очень мала, ну не больше 1-2 процентов, однако большинство людей по этим закоулкам ночью предпочитает не шляться. Казалось бы, почему? Точно так же обстоят дела и с судоходством. Необязательно повысить процент захвата судов до 50, чтобы судовладельцы забыли дорогу к Аденскому заливу. Если будут захватывать регулярно по судну в двое суток, это 0.2%, если при этом захватят один океанский контейнеровоз, то многие судовладельцы направят суда в обход, вдоль Африки. При этом надо учесть, что судовладельцам-то это только на руку, тем более в условиях спада, кризиса и очень низких ставок при переизбытке тоннажа. Чем больше тонна-миль, тем для судовладельцев и рынка ставок лучше. Судоходство в условиях всеобщего кризиса и спада наоборот, уйдет на второй виток подьема. Был бы предлог, а он вот он, искать не надо. Шлепает себе пароход вдоль Африки, счетчик тикает, денежки бегут, плыть по океанам в обход куда безопаснее, чем петлять среди многочисленных навигационных опасностей Красным морем, Суэцким каналом, Средиземным морем, Гибралтаром… А платит за все это счастье грузовладелец, вот пусть он пиратов и проклинает, и призывает всех на борьбу с ними, если ему это кажется дорого. Да, у сомалийского пиратства, боюсь, есть еще и будущее, и перспективы. Еще раз повторю – мне кажется, протянет оно еще немного и начнут платить за груз тоже, вдобавок к судну и экипажу, и к сомалийцам начнут подтягиваться иностранцы – профессиональные преступники и авантюристы, наемники и т.п. Да и террористы глядишь, проснутся. Более того, я считаю, что сомалийцы не понимают, на какую «жилу» они наткнулись, и можно сказать, работают по мелочи. Они совершенно не трогают грузы и их стоимость, а ведь можно брать выкуп и за груз, под угрозой его уничтожения. Но они бурно эволюционируют, вот в чем дело. Они не стоят на месте. Еще год назад им и в голову не приходило атаковывать среди бела дня все подряд, а сейчас они не пропускают ни одной цели, если есть возможность ее захватить, и величина судна и его скорость их уже не останавливают. При этом мне кажется, что контейнеровозы они атакуют уже не просто так, не как случайную цель, а целенаправленно. Ведь на них грузы, которые в отличие от руды или масла, или стального листа, можно разворовать и распродать, а их стоимость – говоря об океанском контейнеровозе – составляет умопомрачительные сотни миллионов долларов. Вся Сомали вместе с ее переходным правительством столько не стоит. Войтенко М.Д. 20 октября 2008