Новости - Безопасность мореплавания



03.10.2008 - Сомали – последние новости

Арест Эндрю Мвангура. Поведение судовладельца и спекуляции на темы. Силового освобождения, похоже, можно не опасаться. Разногласия между пиратами. Бизнес есть бизнес, а потому не надо верить пиратским угрозам.

Прежде всего, необходимо сказать о новости, облетевшей уже все СМИ – об аресте или задержании Эндрю Мвангуры, руководителя Программы помощи морякам, Момбаса, по какому-то странному обвинению в том, что «он слишком много знал» или скорее, слишком много говорил. Хотят сказать, что он связан с пиратами? Я это исключаю, я знаю его лично раз, я говорил с ним иногда по несколько раз в день. Некоторые вопросы, которые он мне задавал, не стал бы задавать человек, действительно связанный с пиратами и с захватом ро-ро Faina. Никак не вписываются. Незачем ему было задавать мне кое-какие вопросы и уточнять кое-какие данные. Но теперь замолчал (будем надеяться ненадолго) один из главных источников информации о ситуации на сомалийском побережье вообще и на борту захваченных судов в частности. Напомню если кто забыл или не знает, что на Мвангура собиралось подавать в суд целое государство по имени Иран, совсем недавно. Эта история также далека пока от завершения, речь идет о возможной партии химического оружия на борту иранского балкера Iran Deyanat и ее нелегальной перевозке. Далее беспрерывные спекуляции о сумме выкупа, с подачи либо пиратов, либо вообще непонятно кого, «слива» инфорамции о ходе переговоров. То, что пираты сами выходят на связь и говорят о ходе переговоров, неудивительно – они уже поняли, как я и предполагал ранее, что ведь по сути, ни в каких посредниках они не нуждаются. Прекрасно могут справиться и сами. А выход на средства массовой информации и активное с ними общение обьясняется двумя причинами – самая главная, тем самым пираты лишний раз оказывают давление на противоположную сторону в переговорах (или думают, что оказывают); вторичная – пираты, как я заметил, не прочь покрасоваться, заявить о себе, узнать что о них пишут все мировые СМИ. И еще одно, из области чистейшей психологии – пиратам зачем-то надо раз за разом при каждом удобном случае оправдывать себя и свои поступки. Как говорят мне украинские СМИ, судовладелец (или оператор судна) упорно отказывается от любых контактов и сообщений для прессы и общественности. С точки зрения делового будущего своей компании, они поступают совершенно неверно, разрушительно неверно. С точки зрения истории вокруг ро-ро Faina, молчание владельцев (или операторов) только настораживает. Чем там в переговорах и кто руководствуется? Предположим, оператор застраховал судно и рейс и не отвечает за груз. Тогда по идее и фактически, ему плевать, что будет с судном и самое для нас главное – экипажем. Тогда все зависит от его совести. Предположим, грузоотправителю очень не наплевать, что будет с судном и грузом и он готов выплатить энную сумму, лишь бы судно дошло все-таки до Момбаса. Мы ничего этого не знаем (или знаем со слов пиратов, а также со слов тех или того, кто упорно раз за разом «сливает» коммерческую информацию о ходе переговоров), и это очень плохо. Плохо не в смысле знания/незнания точной суммы или деталей сделки, плохо в смысле незнания того, чем в первую очередь руководствуется украинская сторона в ходе этих переговоров. Если спасением людей, то и слава Богу. А если нет? О возможности силового освобождения – мне кажется, все уже успокоились и силовой акции можно не опасаться (я свою позицию определял и определяю только одним – безопасностью экипажа, политика и прочее мне совершенно неинтересны). Мне кажется, что все стороны, взбудораженные новостью о попавших в лапы пиратов 33 танках и горе боеприпасов (а эти стороны, это в числе прочих все соседние с Сомали страны) поняли, что находящиеся вблизи Faina военные корабли в состоянии уничтожить технику и боеприпасы уже на берегу, то есть захватывать судно незачем. Это видимо поняли и пираты. То есть недопущение попадания оружия в непонятно чьи руки гарантировано. Значит, остается один логический и всех устраивающий выход – скорейшее завершение переговоров, выплата выкупа и освобождение судна. Разборки с танками будут потом, но повторяю, меня они не интересуют. Внушают определенные опасения разногласия между самими пиратами, между умеренными, готовыми на минимум выкупа, и радикалами, требующими максимума любой ценой. Может быть, среди пиратов и есть пара-тройка фанатиков, готовых на смерть, но большинство жаждет получить скорее деньги и разбежаться, они сами давно уже не рады, что впутались в это дело. Фактически, вся наша главная надежда в этом и заключается – в обыкновенном человеческом стремлении выжить и при этом урвать сколько можно денег. Прежде чем завершить статью, хочу внести ясность. Сомалийское пиратство, это без жеманностей и закатывания глаз – бизнес. А коли это бизнес, то к нему применимы все термины и определения бизнеса, как бы цинично это ни звучало. Пираты захватили судно и предлагают его вернуть за определенную сумму. Начинаются торги со всеми признаками и свойствами обычных торгов, обычных сделок, обычных деловых переговоров. Мы просим столько. А мы в ответ – вы с ума сошли? Мы можем дать столько, и не больше. Мы говорим – за такие деньги мы и пачкаться не будем, утопим судно, а экипаж начнем продавать родственникам поштучно. Мы в ответ повышаем сумму. Так далее и тому подобное, только что галстуков нехватает, секретарш и хрустальных бокалов. Главное средство давления со стороны одной из торгующихся сторон, это угроза потопить судно и перестрелять экипаж. Не было такого судна, захваченного пиратами, владельцу которого они не обещали бы потопить, расстрелять, отрубить головы и так далее. Поэтому спешу как могу успокоить родственников моряков ро-ро Faina – это все обычные пиратские угрозы, и когда вы в СМИ увидите сообщения об угрозах такого рода, преподнесенные как сенсация и событие, которое вот-вот случится, не обращайте внимания. Это пустые угрозы и пустые слова, обычная торговля. Если пираты сделают что-то подобное в отношении Faina, они – все без исключения – будут убиты, и они прекрасно это знают. Никогда еще в истории сомалийского пиратства жизни моряков и пиратов не были столь тесно связаны. Так что если не будет (а похоже, ну будет) силового вмешательства, история захвата ро-ро Faina закончится, как заканчивались до сих пор все истории такого рода – выкупом и освобождением. М.Войтенко