Новости - Безопасность мореплавания



07.10.2008 - Анализ сомалийского пиратства от Risk Intelligence, Дания

Сколько же банд орудует в регионе? Структура банд и применяемые ими средства. Нападения – что изменилось? Отношение к экипажу. Переговоры. Как покончить с пиратством?

Компания по оценке рисков судоходства от пиратства, терроризма и преступной деятельности Risk Intelligence находится в Копенгагене, недавно компания поделилась своей информацией и своей оценкой сомалийского пиратства. Сомалийское пиратство – самое известное и самое организованное в мире, считают в Risk Intelligence. Основные структуры сомалийского пиратства сконцентрированы около двух групп, находящихся в Кисмайо и в Хобио-Харадере. Пираты Кисмайо с 2006 года сколько-нибудь заметно в своей деятельности не прибавили, а вот группировка Хобио-Харадере, известная как нечто вроде «Сомалийские морпехи» (Somali Marines), резко усилила свою активность, и большинство похищений этого года приходится именно на них. Впрочем, пиратские успехи в этом году привели, как и следовало ожидать, к появлению новых банд, и если успехи будут продолжаться такими же темпами, то пиратов неизбежно станет еще больше, слишком велики соблазны. Считается, что в настоящее время активны и заметны 4-5 группировки с различной степенью боеготовности и военной выучки. Для осуществления захвата судов банде необходимы 2-3 лодки с мощными двигателями и 6-18 боевиков, вооруженных автоматами (как правило АК), гранатометами (как правило РПГ-7) и средствами связи, в Сомали все это очень легко приобрести. Большинство или подавляющее большинство сомалийских пиратов преследует только одну цель, деньги. По данным Risk Intelligence, нет серьезных оснований говорить о том, что часть получаемых в виде выкупа средств идет террористическим или радикальным организациям, несмотря на многочисленные сообщения в СМИ об обратном. Не надо забывать, что именно исламисты в 2006-м году, захватив на некоторое время власть в Сомали, в кратчайшие сроки ликвидировали пиратство, и его практически не было до тех пор, пока исламистское руководство страны не было свергнуто. Исламисты выступали и выступают решительно против пиратства, поэтому возможность финансирования их пиратами крайне сомнительна в принципе, не говоря про отсутствие серьезных доказательств такого финансирования. Нападения на суда осуществляется либо по наводке, заранее известным данным, либо наудачу, на первые попавшиеся и наиболее соблазнительные с точки зрения возможной выгоды. Ранее пираты предпочитали суда с низким надводным бортом, как наиболее удобные для захвата с технической стороны, однако в последнее время пираты руководствуются другими соображениями – прежде всего выгодой, нападения стали гораздо более дерзкими. В настоящее время пираты нападают на практически все, что видят, включая суда, на которые очень трудно взобраться – контейнеровозы с очень высоким бортом и высокой скоростью, или супертанкеры. В качестве базы используются мореходные суда – это либо небольшие суда вроде рыболовных или яхт, захваченные пиратами ранее, либо специально приобретаемые, либо даже простые плоты. На них находится от 2 до 6 лодок, спускаемые на воду либо при виде подходящей цели, либо в районе с оживленным движением судов. Для высадки на борт пираты используют лестницы высотой 4-6 метров. Огонь по судну открывается только во время захвата и носит беспорядочный характер, пираты не ставят целью кого-то убить, главная задача – деморализовать экипаж и не дать ему физически (с помощью пожарных шлангов например) помешать высадке. В целом отношение пиратов к экипажам захваченных судов терпимое, они прекрасно понимают, что не судно и не груз главная ценность, и если экипаж серьезно пострадает, судно может подвергнуться атаке коммандос, либо сорвутся переговоры о выкупе. Таким образом, сохранение жизней моряков является для пиратов приоритетом. В зависимости от опыта и «профессионализма» той или иной банды, она ведет переговоры с судовладельцем через посредника. Судовладельцу, чье судно захватили пираты, следует немедленно создать тревожную группу, в которую должны войти известные посредники со связями среди пиратов. Если в группе не будет людей, имеющих надежные связи в Сомали (но утверждающих, что имеют), это может сорвать весь переговорный процесс. Владельцам судов, постоянно проходящих Аденским заливом, вообще рекомендуется собирать всю информацию, связанную с пиратством, и контактировать со спецслужбами по необходимости или если в этом есть смысл. При захвате судна особое внимание следует уделять связи со средствами массовой информации – их необходимо постоянно информировать о состоянии экипажа и судна, но конечно, не разглашать деталей переговоров. При ведении переговоров следует (или можно) отвечать давлением на давление – пираты угрожают потопить судно или убить моряков, в ответ можно угрожать военным захватом судна. Конечно, тут все зависит от умения и квалификации переговорщиков – пережимать тоже нельзя, пираты могут сорваться и сделать что-нибудь непоправимое. Платить или не платить выкуп, это в данном случае риторический вопрос. Другого выхода просто пока нет. (подробно об этом см. http://www.odin.tc/GPublisher/articles/1703.asp http://www.odin.tc/GPublisher/articles/1568.asp ) В краткосрочном периоде обеспечение безопасности судоходства в Аденском заливе возможно только одним, скоординированным присутствием кораблей заинтересованных стран в регионе и налаживанием эффективного патрулирования. В средне и долгосрочном периоде избавление от сомалийского пиратства возможно также только одним путем – установлением в стране твердой власти. Морской бюллетень