Новости - Безопасность мореплавания



13.10.2008 - Faina – к последним новостям

Новость от ИТАР-ТАСС о прекращении переговоров. Какие выводы из этой новости можно сделать. Ситуацию можно и нужно быстро исправить к лучшему.

ПРЕТОРИЯ, 12 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Павел Мыльцев/. Пираты в Сомали, удерживающие украинское судно "Фаина", отвергли сегодня услуги местных посредников в переговорах об освобождении экипажа. Об этом сообщили сегодня сомалийские старейшины. По их словам, пираты согласились освободить моряков и переправить их в кенийский порт Момбаса, но потом без объяснения причин отказались выполнить обещание, потребовав удалить сомалийских посредников. Из 20 моряков на борту "Фаины" - два россиянина и 17 украинцев. Судно доставляло груз из 33 танков Т-72 и другого вооружения. "Переговоры между пиратами и хозяевами судна полностью прекратились в субботу после того, как пираты настояли на удалении сомалийских посредников из переговорного процесса", - сказал Ахмед Абшир Хасан - один из старейшин Харадере, расположенного в ста километрах от Хобьо, где пираты удерживают заложников. По его данным, пираты добиваются уплаты 10 миллионов долларов выкупа за моряков. Старейшины сказали также, что, по словам пиратов, переговоры возобновятся через четыре дня. Все эти пиратские метания и страдания говорят о нескольких вещах: Во-первых, о разногласиях в среде самих пиратов, они серьезно влипли в эту историю и беспрерывно ищут наилучшие варианты выхода, в том числе видимо и такой – избавиться от экипажа, и «продавать» Faina с грузом. В принципе, наиболее желательный для всех вариант, но при условии, что у пиратов останется один козырь, джокер – возможность взорвать боеприпасы вместе с судном при попытке его силовго освобождения. Вариант достаточно рискованный, и пираты видимо поняли, что лучше от него отказаться и удерживать моряков при себе в качестве самой верной гарантии своей безопасности и хоть какого-то выхода, скорее всего с выкупом. Во-вторых, о том, что переговоры действительно зашли в тупик, и если не вмешается государство Украина – не в переговоры, на это государство не имеет прав, а в их ход, в контроль над ними, то это приведет либо к бегству пиратов с судна с попыткой его уничтожения (экипаж могут взять с собой для прикрытия и последующей продажи), либо к попытке силового освобождения, когда станет понятно, что другого выхода нет и экипажу так и так грозит самое худшее. В-третьих, эти новости говорят о том, что недавнее заявление пиратов о самоубийственном взрыве судна не более чем блеф, и чем скорее заинтересованные стороны (Украина, Кения) выведут переговоры на серьезный уровень, разработав план и контролируя их ход, тем больше шансов на скорейшее вызволение экипажа и судна. Слово за Украиной, хотя наверное, не сидит на месте и Кения. Мне кажется, появление новости о переговорах через сомалийских посредников, это кенийский ветерок, случайно до нас долетевший. Faina – чтобы спасти экипаж, надо действовать В спасении экипажа судна никто не заинтересован. Пираты выбрали наихудший вариант. Надо вмешаться и сделать переговоры прозрачными, поменяв посредника. Последнее слово за Украиной. Вот, господа, какая получается ситуация – судно и груз застрахованы, за груз получены деньги, и в железе - судне и грузе, заинтересована только Кения. С украинской стороны материальной заинтересованности нет, есть смутные моральные обязательства, надо бы вроде вытащить экипаж, 20 душ. При этом судовладелец является лицом, материально наименее ответственным и заинтересованным, но именно он и ведет переговоры – так уж принято. Через кого и как, мы можем догадываться из сообщений журналистов Associated Press, с коими пираты не устают общаться. Получается, что те стороны, благодаря которым экипаж Faina оказался в плену, не возражают против силового освобождения судна. Более того, к нему подталкивают. При этом продавец оружия и вообще стоит в стороне с таким видом, что он не при чем и его это не касается. Впервые мы столкнулись с такой ситуацией. Те, кто может заплатить деньги, материально в выкупе судна не заинтересованы. Обычный судовладелец в обычной ситуации заинтересован и в судне, и в грузе, и в экипаже. При этом пираты ведут себя на удивление (или наоборот, чему тут удивляться) глупо. Чем-то все это напоминает захват т/х Леманн Тимбер, где судовладелец также тянул и торговался, но он все равно был заинтересован в судне. Однако тогда пираты оказались куда умнее, они вывели на связь с родственниками и СМИ экипаж, и удалось организовать целую кампанию давления на судовладельца. В случае с Faina пираты истерично кричат по спутниковому телефону журналистам Associated Press про то, как они взорвутся с судном вместе, вместо того, чтобы дать телефон морякам. Те бы связались с родственниками, родственники со СМИ, и все вместе мы бы быстро узнали, кто там посредники и как ведутся переговоры – думают ли о людях, или толкают пиратов на шаги, которые приведут к попытке силового освобождения. Причем пираты избрали своими поверенными именно тех журналистов, которым судьба Faina наиболее безразлична, им необходима только сенсация. Пираты выбрали наихудший вариант из всех возможных и действительно, ведут ситуацию в глухой тупик, лишая все стороны вариантов и выбора. Государство Украина тоже пока молчит, хотя наверное, давно пора вмешаться. Надо установить четкость и прозрачность переговоров и наверное, сменить посредника, которым скорее всего, является британская компания (но пока это неизвестно, просто исходя из опыта). Речь идет о жизнях людей, а переговоры отданы людям, которые в этих жизни заинтересованы в последнюю очередь – вообще не заинтересованы, честно говоря. Понятно, что пираты не будут взрываться вместе с судном (тоже, нашлись борцы за идею выкупа), будут тянуть с переговорами до последнего. Что они могут? Если они сделали нечто вроде адской машинки, то наверное, при полной неудаче переговоров смогут попробовать скрыться, взорвав судно. Или они его взорвут, или будет силовой захват – для экипажа почти одно и тоже. Или надо найти посредника и забрать у него переговоры, или надо слать своих посредников непосредственно на место событий, предварительно попросив американцев сообщить пиратам, что переговоры выходят так сказать, на новый уровень. Или как-то передать пиратам, что не с того конца они выкуп ищут и не с теми разговаривают. Никто, кроме государства Украина, это сделать не может – просто прав таких нет, не говоря про заинтересованность – а не считая родственников, именно Украина и является наиболее заинтересованной стороны. Если люди погибнут, то это станет вопиющим случаем полнейшего безразличия к людям со стороны всех – причастных компаний и государства Украина. Faina – срочно необходим контроль за переговорами со стороны Украины более всего в сохранении жизней моряков, да и судна с оружием, заинтересована Украина, и если она допустит, что ситуация станет критической и выйдет из под контроля, то основная вина будет на ней Государству Украина в сложившейся ситуации видимо, необходимо установить контроль за переговорами и хотя бы знать, о чем там идет речь и кто что говорит и что предлагает. Получается, что более всего в сохранении жизней моряков, да и судна с оружием, заинтересовано именно государство Украина, и если оно допустит, что ситуация станет критической и выйдет из под контроля, то основная вина будет на нем. Ситуация станет критической, если выяснится, что переговоры зашли в полный и безнадежный тупик, и что дело идет к необходимости силового освобождения или угрозе гибели экипажа и судна. Контролировать переговоры - не значит в них участвовать, не значит общаться с бандитами. Но знать что творится и вовремя предотвратить наихудший вариант государство в силах, а значит – должно. Речь идет о жизнях. Faina – грязный бандитский шантаж Опять пираты угрожают, на этот раз взорвать судно уже не в случае попытки его освобождения силой, а через 3 дня если они не получат выкуп. Получить выкуп через 3 дня (тем более 8 миллионов) они могут только чудом, и не думаю, что они этого не понимают. Если они не извинятся за свои слова и не скажут амерканцам, что их не так поняли, то через три дня судно будут брать штурмом, ничего другого не остается. Скорее всего с вероятностью 99%, это очередные блеф и шантаж, попытка играть на нервах. Не было судна, которое они не угрожали бы взорвать, утопить, не начать рубить головы морякам. Тут можно сказать только одно – скорей бы пришли в Аденский залив и воды Сомали корабли НАТО, России, Индии и других заинтересованных стран, и не дожидаясь решения ООН или еще кого-то, начали стрелять по пиратам на поражение – без всяких слов, без команд сдаться и без зачитывания пиратам их прав. Этот грязный дешевый бандитский шантаж пожалуй, самое омерзительное в том, что вытворяют сомалийские пираты. Эти твари не заслуживают никакого снисхождения не только за свои дела, но и за свои слова. Faina – последние новости По состоянию на полдень 10 октября, как сообщает судовладелец, на Faina изменений нет, ситуация стабильная, с экипажем все в порядке (если все это можно назвать порядком, конечно). Продовольствие и вода на исходе, но Faina далеко не первое судно, оказавшееся в такой ситуации – практически все захваченные суда проходят через это. Продовольствие и воду начинают завозить с берега, а все вспомогательные механизмы отключают после того, как запасы дизтоплива подходят к критическому минимальному, необходимому для кратковременных включений средств связи и запуска главного двигателя, когда судно будет отпущено. Физическое состояние экипажа контролируют американские военные, время от времени требуя, чтобы пираты выводили людей на верхнюю палубу для демонстрации того, что с ними ничего не случилось и все живы. Как показали нам недавние фотографии, переданные с американского корабля, военные не препятствуют связи пиратов с берегом, то есть лодки курсируют взад-вперед, и когда понадобится, они будут перевозить и продовольствие с водой. Ну, а переговоры видимо, зашли во временный тупик. Пираты не согласны на тот минимум, который готов выплатить судовладелец, и требуют доли от стоимости оружия. Продавцам оружия, украинским компаниям, явно не хочется расставаться с частью прибыли от сделок, хотя по моим подсчетам, она все равно минимальна. Пираты напрасно расчитывают, мне кажется, на всякие фантастические 8 или даже 5 миллионов, не говоря уж о 20-ти. Я могу предположить, какая сумма их устроит – и удовлетворит их алчность, и не даст потерять лицо перед другими бандами. Ведь если они согласятся на тот минимум, который в состоянии обеспечить судовладелец, над ними просто будут смеяться – мол, и стоило ради этого возиться. Впервые, повторяю, пираты сорвали столь крупный куш в виде груза, и впервые потребовали выплаты выкупа не то, чтобы с учетом этой стоимости, а исходя из этой стоимости. Если бы Faina была обычным судном с предположим тракторами на борту, то пираты достаточно спокойно согласились бы на предлагаемую судовладельцем сумму. Морской бюллетень