Новости - Безопасность мореплавания



19.09.2008 - История захвата и освобождения сухогруза BBC Trinidad (фото)

История захвата и освобождения BBC Trinidad – типичная для наших дней и сомалийского пиратства. Судно стоимостью 23 миллиона долларов захватили элементарно просто, а далее были переговоры, карикатурно Когда германский судовладелец Нильс Столберг занялся судоходным бизнесом, это было 13 лет тому назад, он предполагал какие угодно проблемы и неприятности в этом очень беспокойном деле, но если бы ему сказали, что придется пострадать от морского пиратство, он бы разве что рассмеялся.

Теперь ему не смешно. Журналист Дер Шпигель взял у судовладельца интервью в его офисе Beluga Shipping GmbH в Бремене через час после того, как на захваченное сомалийскими пиратами судно компании, BBC Trinidad, был доставлен выкуп. Сухогруз BBC Trinidad находился в пиратском плену 21 день и к счастью, все окончилось достаточно благополучно для судна и экипажа, в составе которого, напомню, было трое граждан России. Сухогруз был захвачен 21 августа вечером около 20.00 местного времени, дедвейт судна 9775 тонн, постройки 2006 года, флаг Антигуа. Старший механик, 2-й механик и 2-й помощник – граждане России. Владельцу судна, компании Beluga Shipping, принадлежит более 50 судов, и риск захвата новых судов остается по-прежнему высоким, ведь часть полученных в качестве выкупа средств пойдет на закупку нового оборудования – оружия, лодок, двигателей для лодок, средств связи и навигации. История захвата и освобождения BBC Trinidad – типичная для наших дней и сомалийского пиратства. Судно стоимостью 23 миллиона долларов захватили элементарно просто, а далее были переговоры, карикатурно похожие на обычный бизнес – мы предлагаем столько, вы не согласны, давайте обсудим новое предложение – ну, бизнес и бизнес, если только забыть, что за этим бизнесом стоят судьбы и жизнь людей против жадности бандитов. BBC Trinidad с грузом труб и бурового оборудования следовал из Хьюстона, Техас, на Мускат, Оман. Встречное китайское судно предупредило капитана BBC Trinidad, что в его сторону движутся несколько лодок явно с пиратами на борту. Капитан увеличил скорость и начал маневрировать, но BBC Trinidad был слишком тихоходен и неповоротлив, чтобы уйти от бандитов. Когда лодки сблизились с судном на минимальную дистанцию, в воздух несколько раз выстрелили, требуя остановиться. Капитан подчинился требованиям пиратов (вот тут у меня вопрос – все ли было сделано, чтобы попытаться оторваться от бандитов, все-таки выстрелов в воздух маловато, чтобы немедленно остановиться), а все прочее уже шло по отработанной схеме. Тем более, что как раз перед этим злополучным рейсом капитан BBC Trinidad Ян Конечны, словак, был на курсах повышения квалификации, где отдельной темой шел курс по поведению и действиям экипажа и комсостава в случае захвата. Ничего там мудреного нет – надо сохранять спокойствие и не злить пиратов, вот и весь, собственно, курс. Капитан активировал тревожную кнопку, информация о захвате и координатах судна ушла в Бремен. На борт высадились 9 пиратов, семеро из них были вооружены автоматами АК, двое базуками. Экипаж тут же ограбили, забрав все мало-мальски ценное, от вещей и денег до мобильных телефонов. Основательно прошлись пираты и по артелке и судовым припасам, представляющим ценность. Судно под контролем пиратов проследовало в Эйял, главную пиратскую базу Сомали, этакий Порт-Ройял современности. Тем временем, под руководством Столберга в компании была учреждена кризисная группа, в которую вошли сам Столберг, работники службы безопасности компании, два агента Федерального агентства по расследованию криминальных преступлений Германии и эксперты известной британской компании, занимающейся вопросами безопасности. Кто-то из комсостава судна сумел переслать в компанию e-mail, где сообщил о положении дел и о том, что экипаж не пострадал. Через 4 дня после захвата в офисе компании раздался звонок – звонили по спутниковому телефону с борта BBC Trinidad. Сказав несколько фраз, капитан передал трубку главарю бандитов, некоему Абди. Он выставил требование – выкуп в размере 8 миллионов долларов. Его боссы в Сомали, сказал он напоследок, взорвут судно с экипажем, если требование не будет удовлетворено. В заключении разговора договорились о времени следующего звонка, на следующий день утром. До утра следующего дня разработали стратегию ведения переговоров, непосредственным переговорщиком выступал, насколько я понял, агент германских сил правопорядка. Решили предложить пиратам 800000 долларов, обьясняя это тем, что компания на рынке недавно, и свободных 8-ми миллионов у нее просто нет. Когда на следующий день Абди сообщили о встречном, так сказать, предложении, он разыграл страшное возмущение и сказал, что он своим боссам «даже и не будет этого говорить, они разозлятся и прикажут пристрелить несколько членов экипажа». Утром следующего дня немецкая сторона увеличила сумму на несколько сот тысяч долларов. И снова Абди сказал в ответ, что он не главарь, но всего лишь переводчик. Боссы, добавил он, сидят рядом с ним, но он и так может сказать, что сумма слишком мала. В ходе этого разговора несколько слов сумел сказать и капитан (подозреваю, что с ведома пиратов) – «Они (пираты) ведут себя очень агрессивно, ничего не едят и не пьют, только жуют какую-то зелень, вроде листьев коки (это знаменитый уже на весь мир благодаря сомалийским пиратам хат), и постоянно находятся в наркотическом опьянении. Я считают, ситуация очень серьезная.» 27 августа связь с судном постоянно прерывалась. Чтобы надавить на компанию, Абди сказал, что вот мол, у них тут в плену большое количество судов (тут он не врал) и на некоторых судах, принадлежащих несговорчивым судовладельцам, пристрелили нескольких моряков (а вот тут соврал). Чтобы как-то сгладить ситуацию (выторговать меньшую сумму и скорее прийти к соглашению – В.М.), компания пообещала, по достижении договоренности, доставить деньги очень быстро. А договариваться и доставлять деньги действительно, надо было как можно быстрее – компания теряла в сутки, на BBC Trinidad, 25000 долларов (видимо, в сумму входили не только убытки от простоя судна, но и оплата британских экспертов). На судне подошли к концу запасы продовольствия, топливо и пресная вода. Температура тем временем поднялась до средних 40 градусов по Цельсию. Экипаж перестал принимать душ, пираты – по сообщениям капитана – нервничали все больше. Судя по рассказам капитана Леманн Тимбер Валентина Барташева, они не «нервничали», они психовали. Опять начались угрозы расправы с экипажем. Но наконец, Абди сказал, что пожалуй, сумма в 2 миллиона долларов их устроит. После чего случилась небольшая загадка – он сказал своим «боссам», что компания предлагает 2 миллиона, на что те согласились – было 1 сентября, 12-й день. Однако на самом деле компания предлагала меньшую сумму – и вдруг пираты согласились и на нее (по неподтвержденным данным, 1.4 миллиона долларов). Что послужило тому причиной, непонятно, но мне кажется – и я писал об этом ранее – для пиратов (не всех группировок) важна не только сумма, но и сроки, чем скорее тем лучше, и кроме того, они постоянно опасаются силовых акций со стороны сил коалиции или заинтересованной страны. Да и длительное время переговоров, это простой не только судна, но и пиратов – лучше меньше денег, да быстрее оборот. Ну бизнес, что тут скажешь! Со всеми его характеристиками – деньги, обороты, сроки, самоокупаемость и так далее. Согласившись на сумме, начали обсуждать сроки и способы доставки наличности. Деньги должны были быть доставлены на борт захваченного судна, и как можно скорее, с этим все понятно. Попутно начались игры самого Абди – он намекнул на то, что он мол, всего-навсего бедный переводчик, с его помощью удалось сбить сумму выкупа с 8 миллионов до миллиона с небольшим, и как насчет личной для него благодарности? В Бремене несколько ошалели от такой наглости, но собравшись с силами, посоветовали «бедному переводчику» откусить что-нибудь от выкупа – в общем, отказали. Столберг считал, что дело уже в шляпе, но начались технические трудности – банк в Бремене не смог изыскать требуемую сумму в 100-долларовых купюрах, пришлось часть суммы брать 20-долларовыми купюрами, что существенно увеличило физический обьем денег, пришлось покупать два больших чемодана. И наконец, чемоданы с выкупом вылетели (в сопровождении охраны, естественно), в Момбаса, Кения. Оттуда в Эйял вышел небольшой буксир со служащими этой самой британской фирмы, специализирующейся на безопасности, и деньгами. В последний день плена, к борту BBC Trinidad ошвартовались с одной стороны буксир с деньгами, с другой лодка с главарями. Деньги передал англичанин Мартин, старый знакомый капитана Леманн Тимбер Барташева – именно он доставил выкуп на борт Леманн Тимбер в июле. Пока пираты пересчитывали деньги, врач, прибывший на буксире, осматривал экипаж. Деньги пираты разделили на 18 частей и переложили в 18 пакетов – как предполагается, для передачи различным кланам и прочим «заинтересованным сторонам». После чего пираты сошли с борта судна, разрешив ему уйти. BBC Trinidad поднял якорь и проследовал в Мускат, Оман. Нильсу Столбергу и компании эта история обошлась в несколько миллионов долларов, хотя часть убытков и удастся возместить через страховую компанию. Но дело в том, что несколько его судов работают в районе Африки, и время от времени следуют Аденским заливом. Что делать, он не знает, вся надежда на мировую общественность и в последнее время на Евросоюз. Как известно, на днях принято решение начать борьбу с сомалийским пиратством своими европейскими силами, для начал создав центр в Брюсселе, который займется мониторингом ситуации и сбором всей доступной информации. В окончательном варианте будет сформировано соединение военных кораблей, которое направится в Аденский залив исключительно для борьбы с пиратством, не имея других задач. Кстати сказать, Министерство обороны Германии против этих планов – оно вообще против любого использования Бундесвера и ВМС «в полицейских целях». Именно поэтому, из-за позиции Министерства обороны и принятой поправки к закону об использовании вооруженных сил страны за рубежом, германский фрегат Эмден, находящийся в Аденском заливе в составе сил коалиции Task Force 150, ничего для борьбы с сомалийским пиратством не предпринимал и не предпринимает. Германия оправдывает свою позицию тем, что мол, юридическая база борьбы с пиратством очень зыбкая, ее практически нет. Вот примет Евросоюз какие-то решения, тогда другое дело – в таком духе. Ну, а пока остается только молиться, что пронесет, готовить суда к возможным атакам при следовании заливом и страховать их от пиратства. По материалам статьи в Дер Шпигель Войтенко М.Д. 18 сентября 2008 На фотографиях т/х BBC Trinidad, листья хат и некоторые последствия пребывания пиратов на борту (это фотографии капитана Барташева, сделанные им на борту т/х Леманн Тимбер).