Новости - Безопасность мореплавания



29.09.2008 - К ситуации на борту ро-ро Faina и вокруг него

Смерть члена экипажа; Новая сумма выкупа; Живой щит от военных. Как уже известно, Associated Press опубликовала сообщение о разговоре по телефону с капитаном судна, он сказал, что один из членов экипажа, гражданин России, скончался. Причина смерти названа не была. Я позвонил в Момбаса и Эндрю Мвангура сообщил, что по их данным, скончался капитан, так как именно у него случился сердечный приступ во время захвата.

Ясности пока нет. Но все-таки стало известно самое главное – не было насилия, ситуация более или менее стабильная, никто никого не убивал, член экипажа скончался от естественной причины. Чуть позже появилась еще одна новость – о том, что сумма выкупа поднялась до 20 миллионов долларов. Если новость о выкупе в 5 миллионов я воспринял, как страх пиратов перед возможными последствиями и согласие на значительно меньшую сумму, чем можно было требовать при таком грузе, то новость о 20 миллионах можно считать подтверждением чьей-то грязной игры. Нет времени и желания подробно все расписывать, перейду к выводу - идет постоянный «слив» информации, и он шел с самого начала. От одной из задействованных в этой истории сторон. Что там и как, на чем именно и кто желает нажиться или добиться каких-то иных результатов, мы конечно, не знаем. Но факт остается фактом – слишком рано появляются новости, причем на той стадии, на которой они обычно не появляются. Последняя новость – экипаж вроде бы высадили в шлюпку, привязанную по корме судна. С учетом присутствия рядом американского военного корабля, не исключено, что это действительно так. Военным решили, на всякий случай, продемонстрировать готовность уничтожить экипаж в случае если они, военные, решатся на какую-нибудь «силовую» глупость. В общем, это похоже на другие случаи, когда при угрозе высадки на судно спецназа пираты ставили экипаж вдоль борта и становились сзади с автоматами. Надеюсь, у американцев и если они подоспеют, у российских военных, хватит ума не пытаться освободить экипаж силой. Конечно, если ситуация не выйдет из-под контроля и пираты не начнут убивать заложников. Почему, спрашивается, украинская сторона не обеспечила безопасный проход судна в Момбаса, не наняла военный корабль для сопровождения (это уже практикуется), не посадила на борт 5-10 охранников? Мелочность и обычное «авось»? Ну что-ж, скупой платит известно сколько – 35 или 20, или пусть даже 5 миллионов, но очевидно несравнимо больше, чем пришлось бы заплатить за охрану судна. Самое главное безопасность экипажа, а танки – черт с ними. Я вообще против продажи оружия, тем более в раздираемую всеми мыслимыми болячками человечества Африку (немыслимыми тоже – достаточно вспомнить про Эбола). Туда надо продавать плуги, тракторы, семена и так далее. Торговля оружием преступна по своей сути, а этот лепет – мол, мы не продадим, они продадут, это для мерзавцев. Вот пусть они и продают, а мы, если мы люди, не будем! Где оружие (как и наркотики, и другие изобретения подобного рода), там кровь, грязь, смерть и в конечном счете проигрыш. Рано или поздно, куда ты и кому оружие ни продавай, выстрелы дойдут и до тебя. К захвату ро-ро Faina В СМИ появились сообщения о снижении пиратами суммы требуемого выкупа с 35 до 5 миллионов долларов. Говорить что-либо уверенно о ходе переговоров не приходится, непонятно, какие стороны ведут переговоры, какое участие в них принимают государственные службы Украины и принимают ли вообще, и конечно – совершенно неизвестно, чем руководствуются пираты. Мне кажется, они (те, вернее, кто может за них думать) просчитывают различные варианты, в том числе и возможность продажи танков и иного имеющегося на борту судна вооружения самостоятельно, выгрузив их на берег. Технически это можно сделать, заведя судно на мелководье во время прилива. Но если пираты действительно, сбили цену до 5 миллионов, это говорит о том, что они очень боятся последствий, силовых акций и т.п., и согласны потеряв в деньгах, выиграть в сроках (наверняка 5 миллионов они предлагают с требованием скорейшей доставки выкупа). Иными словами, пираты понимают, что сидят в буквальном смысле на бочке с порохом, что они заглотили слишком большой кусок, и могут подавиться. Если возвращаться к самому факту захвата, то получается следующее: 1. Скорее всего, на судно была «наводка», и его захват не случаен. 2. Капитану следовало держаться на расстоянии по меньшей мере 250 миль от побережья, так как например, капитану т/х Леманн Тимбер» пираты сказали, что если держаться от побережья на расстоянии 200 и более миль, то нападений можно практически не опасаться, они боятся заходить столь далеко. Дело тут не в чисто морском аспекте, а в страхе быть перехваченными во время перехода от места захвата до места, где будет держаться судно. 3. По рассказам тех, кто побывал в пиратском плену, более или менее безопасное для экипажа силовое освобождение судна возможно только тогда, когда захваченное судно ведут на место стоянки. На борту 5-10 пиратов, не более. Кроме того, они находятся в возбужденном состоянии, экипаж в это время находится на различных постах для обеспечения хода судна. По приходу судна в бухту и постановке его на якорь, на борт поднимается большое количество пиратов-«охранников», экипаж загоняют в одно помещение, чтобы они все были на виду, и вариант освобождения судна «без потерь» полностью исключается. Гарантирована гибель всех или части экипажа. Морской бюллетень