Новости - Безопасность мореплавания



02.09.2008 - Немного о системе морского образования США (фото)

Данные по системе морского образования США, опубликованные Морской Администрацией США MARAD летом 2008 года по итогам учебного года, выявили тревожную тендецию уменьшения числа курсантов, успешно закончивших 7 морских академий страны. Лишь Академии U.S. Merchant Marine Academy в Kings Point и Great Lakes Maritime Academy могут похвастаться 100-процентным выпуском получивших рабочие дипломы специалистов, хотя общее число увеличилось на 13 человек и составило 856 выпускников.

Лишь 12 выпускников решили пойти служить в Береговую охрану. MARAD надеется увеличить число идущих в Береговую охрану или ВМС страны частично за счет Программы оплаты учебы Student Incentive Payments (SIP), в ближайшем будущем вдвое больше курсантов смогут оплатить учебу по этой программе. Взамен выпускники обязуются 4 года отработать или отслужить на государственной службе. Но кроме прямой службы, все выпускники этого года например, Академии Kings Point, 211 человек, получили вместе с дипломами звание офицеров запаса. К настоящему времени уже 85% выпускников 2008 устроились на работу по специальности в различные судоходные компании как в США, так и за рубежом, а также поступили в ВМС США. В целом, конечно, нехватает ни выпускников, ни желающих поступать в морские учебные заведения. В течении десятилетий престиж профессии падал, а сравнительно небольшой спрос на морские специальности позволял не обращать внимания на эту тенденцию. Внезапный и бурный рост мирового коммерческого флота застал систему морского образования в США и во всем мире врасплох, и хотя меры по привлечению молодежи на флот принимаются, мгновенной и заметной отдачи, понятно, ждать не приходится. Морская Администрация США непосредственно руководит Академией U.S. Merchant Marine Academy в Kings Point, а также распределяет фонды и УПС для академий: Maine Maritime Academy, Massachusetts Maritime Academy, Texas Maritime Academy, California Maritime Academy, Great Lakes Maritime Academy, и State University of New York Maritime College. Немного о U.S. Merchant Marine Academy в Kings Point: Странным образом, учреждение Академии практически совпало с учреждением высших инженерных морских училищ в СССР - U.S. Merchant Marine Academy была основана в 1943 году, первые высшие морские училища (Ленинград, Владивосток, Одесса) были основаны в 1944 году. В период между 1874 и 1936 гг система морского образования США была неупорядоченной, по сути отсутствовала. Но трагический пожар на пароходе MORRO CASTLE в 1934 году, унесший 134 жизни, убедил Конгресс США в необходимости упорядочить морское образование и взять его под государственный контроль. В 1936 году учредили Корпус кадетов гражданского флота U.S. Merchant Marine Cadet Corps, разместившийся вначале во временных помещениях, а постоянное место для будущей Академии было выделено в начале 1942 года, в Kings Point, Нью-Йорк. Академию открыл лично президент США Франклин Рузвельт 30 сентября 1943 года. Факультеты Академии: Marine Transportation, Marine Engineering, Marine Engineering Systems, Marine Engineering and Shipyard Management, Maritime Operations and Technology, Logistics and Intermodal Transportation. Профессорско-преподавательский состав: 80 человек, 12 курсантов на 1 преподавателя. Кампус Академии: 82 акра (33 гектара), 28 зданий, собственная гавань с яхт-клубом, более 100 судов, катеров, шлюпок, яхт. Местоположение: Лонг Айленд Нью-Йорк, Kings Point, в 20 милях от центра Нью-Йорка. Библиотека: читальный зал на 300 мест, более 180000 томов, в том числе раритетные издания, коллекции карт, лоций, микрофильмы, аудио и видео аппаратура. Отдых, спорт, развлечения: оркестр, хор, газета, Студсовет, Парусная Эскадра, различные клубы по интересам, спортсекции по 28 видам, лекции и концерты, различные общественные мероприятия. Форма: Курсанты носят на территории Академии 4 вида формы. Ношение гражданки, насколько я понял, является привилегией и зависит от успехов в учебе и наверное, дисциплины. Лучшие курсанты могут носить гражданку и на территории Академии, но после 16.00. Рабочая форма – роба, по нашему. Парадно-выходная (специальные мероприятия, парады, осмотры) – черный пиджак со знаками, черные брюки, белая рубашка, галстук. Для особых торжественных случаев – балы, торжества. Короткая куртка, бабочка, золотые шнуры-аксельбанты. Специальная одежда – для занятий физкультурой, для тренировок на различных тренажерах, для работ, в том числе комбинезоны. На форме носятся различные знаки, указывающие курс и звание курсанта, а также знаки, отражающие участие курсанта в курсах ВМП (подготовка офицера) и других военных программах, и награды и отличия, если таковые имеются. Насколько я понял из путаницы сайта (кстати, это наверное, общая болезнь сайтов учебных заведений – на сайте ДВВИМУ можно просто заблудиться, разбираясь, что за вуз и кого он готовит), если инженеры, то есть механики, готовятся отдельно по полной схеме, то судоводители готовятся в рамках более общей программы подготовки специалистов по транспорту, получая по окончании определенных курсов и лет рабочий диплом 3-го помощника. Еще я понял, что выпускники достаточно охотно идут служить в ВМС и Береговую охрану, что означает немалые преимущества, которые дает военная служба. Наверное, молодые офицеры в США не имеют проблем с жильем и прочей бытовухой, да и на зарплаты вряд ли жалуются. Плюс гарантированное будущее не олигарха, но обеспеченного человека. Интересно бы сравнить количество учебных часов по различным дисциплинам, но нет времени копать так глубоко. Мне все-таки, из поверхностного обзора, показалось, что в американской Академии делается больший упор на подготовку специалиста-эксплуатационника, а штурманское дело на втором месте. У нас, насколько мне известно, наоборот. Лично я отдаю предпочтение российской системе – все равно безопасность мореплавания важнее, а качественный штурман только тогда качественный, когда он знает основы штурманского дела на базе основательных общих знаний. Скороспелок с определением места по GPS можно подготовить за месяц, но каковы они на деле, мне написал один украинский капитан – в открытом море и океане он поспать еще может, а вот при следовании узкостями, на подходе и т.п. с мостика не уходит, штурманы умеют снять координаты с GPS и перенести на карту, на большее – даже определение по РЛС, их нехватает. Но дело не только в определении места, а главным образом в том, что глубокие знания в сочетании с опытом дают внутреннее понимание судна и его места в окружающей действительности, всех физических процессов на судне и вокруг него. Специалист с такой подготовкой легко освоит GPS и плоттеры, ЭКНИС и различные компьютерные программы. Не думаю, конечно, что в американской Академии готовят обезьян с GPS по укороченной программе, но уверен, что штурманы российского разлива как минимум, не уступают американским. Уверен также, что если человек, проработав некоторое время в море, идет в судоходную компанию и становится эксплуатационником, а то и судовладельцем, он при наличии склонностей и способностей к бизнесу будет тем сильнее конкурента, чем обширнее его знания и глубже образование. Морской бюллетень