Новости - Безопасность мореплавания



19.03.2008 - Истинные герои всегда в тени

Воды Сомали, как известно, стали самыми опасными в мире, из-за буйно цветущего в стране пиратства и беззакония. Любое судно, следующее вблизи Сомали, рискует быть захваченным.

Когда это происходит, мы почти всегда слышим имя Эндрю Мвангура (Andrew Mwangura) – бывшего моряка, уже 12 лет возглавляющего не то организацию, не то что-то совсем аморфное – Программу помощи морякам, Seafarer's Assistance Programme, в Момбаса, Кения. Именно он сообщает, где и в каком состоянии находятся похищенные судно и экипаж. Очень часто через него ведутся переговоры. Он живет в двухкомнатной развалюшке, уже не в Момбаса. Его деятельность, временами заметная всему миру, угрожает жизни и здоровью его близких, жены и ребенка, поэтому он покинул Момбаса. Эндрю 45 лет, за свою работу он денег не получает, подрабатывает как свободный художник, статьями и рассказами. Ранее в организации работало 40 добровольцев, теперь 9, остальные либо ушли, опасаясь преследований со стороны бандитов, либо от их услуг отказались из-за их связей с пиратами. Пользуясь своими обширными связями на побережье, Эндрю может узнать, в лапах чьей именно банды находится захваченное судно, и организовать не только минимум новостей о состоянии судна и экипажа, но и связь с ними и с пиратами. Как только происходит очередное похищение, к нему обращаются как журналисты ведущих мировых СМИ, так и работники посольств тех стран, чьи суда или граждане были похищены. В настоящее время он пытается организовать постоянную связь с экипажами двух похищенных судов, местного и известного нам буксира Свитцер Корсаков, с британско-российским экипажем на борту. Мвангура говорит, что как правило, ему удается наладить связь, пираты особо не возражают, их единственное требование – держать в тайне местоположение судна. Пока это требование соблюдается, проблем не возникает. Мвангура никто не платит и не вознаграждает за его услуги, судовладельцам и в голову не приходит как-то отблагодарить человека, благодаря которому они в состоянии узнать, что с судном и кто его похитил. Все, в общем, как обычно. Истинные герои всегда в тени и прозябают. По словам Мвангуры, корни сомалийского пиратства идут куда дальше, чем сомалийские одичалые поселения. Этим прибыльным бизнесом заправляют главари из Дубай и Найроби, именно они определяют выгодные цели, наводят на них пиратов, а затем организуют переговоры и получение выкупа. Им первым пришла в голову мысль использовать царящую в Сомали уже много лет анархию для обогащения, для организации пиратства. Они связались с главарями и вождями банд и племен вдоль сомалийского побережья, и сумели наладить целую систему перехвата и задержания судов. Причем в их распоряжении находится до пяти преступных группировок, а последние, в свою очередь, платят нечто вроде взноса за пиратскую лицензию, главарям родоплеменных кланов и тем властям, которые в Сомали все-таки имеются. В стране уютно устроились все мыслимые виды преступности, от детского лепета вроде воровства и грабежей до таких суровых цветов современных прогресса и цивилизации, как пиратство, торговля людьми, наркотрафик и рабство. Мвангура считает, что главное гнездо пиратства в Индийском океане, расположенное в Сомали, можно уничтожить, только наведя порядок в стране, и привлекая в ее воды военно-морские силы коалиции, корабли США, Германии, Англии, Голландии, а также всех тех, кто захочет к этим силам присоединиться. Мвангура, между прочим, работает без офисов, жужжащих компьютеров и принтеров, и снующих вокруг сотрудников. Он обходится одним телефоном. Происходит новое похищение, Мвангура сбрасывает СМС-сообщение по имеющимся номерам, и очень часто после таких его сообщений поднимается шум на весь мир, а его осаждают журналисты крупнейших новостных агентств мира. Морской бюллетень