Новости - Судоходство и бизнес



02.07.2010 - Рынок LNG оставляет российскому газу очень мало места и будущего

Рынок сжиженного природного газа LNG озабочен на сегодня главным для него, очень большим вопросом – когда закончатся избыток газа и избыток танкеров LNG? В начале этого года участники рынка пришли к более-менее единому мнению, что рынок восстановится к 2012 году, однако кое-какие новые факторы заставили пересмотреть этот как оказалось, слишком оптимистичный прогноз.

Теперь восстановления спроса и балансировки спроса-предложения ожидают не ранее, чем к 2014 году. В 2008 году рынок перевозок LNG стагнировал, рост составил всего 4%, было перевезено 193.2 миллиона тонн LNG. Затем рынок начал демонстрировать признаки оживления, благодаря ряду проектов LNG длительностью 20-25 лет. Проекты LNG, это т.н. «поезда», Trains, непрерывная цепочка: добыча газа – сжижение – погрузка на танкер LNG – перевозка – выгрузка и регазификация – конечный потребитель. Дело недешевое и весьма долгосрочное, под него заказывается много мощностей, от платформ и заводов для сжижения до танкеров LNG. Это не спот, это своего рода океанский плавучий газопровод между производителем LNG и его покупателем, поэтому контракты и должны быть долгосрочными. При этом спотовый рынок, то есть рынок быстрых продаж партий LNG куда угодно, за последние два года сдал свои позиции, несмотря на привлекательность цены и стоимости перевозки. Многие участники рынка вынуждены в последнее время использовать танкеры LNG в качестве хранилищ, подобно тому, как используются танкеры для хранения партий нефти и нефтепродуктов. Компании ждут повышения цен на спотовом рынке, как правило имеющем сезонный характер. Из-за кризиса главные потребители LNG, Испания Корея и Япония, снизили обьемы его потребления в 2009 году в сумме на 11.5 миллионов тонн. Япония в прошлом году импортировала 64.6 миллиона тонн, на 6.8% меньше чем в 2008-м, а Япония является главным потребителем LNG в мире. В целом в Японии упал спрос на энергоносители, и хотя она предпочитает LNG нефти и углю, упал спрос и на газ. В любом случае, Японии потребуется несколько лет, чтобы выйти на рекордный уровень 2008-го 69.3 миллиона тонн. Несколько получше дела в Корее, где по прогнозам ввоз LNG в 2010-м вырастет с 24.6 миллиона тонн в прошлом году до 28 миллионов. В Испании ждать улучшения в этом плане не приходится – страна снизила потребление энергоносителей обьективно из-за экономического спада, субьективно из-за политики перехода на уголь, добываемый в самой стране. Кроме того, импорт LNG подорвет и ввод в строй газопровода из Алжира по дну Гибралтарского пролива. Большие надежды возлагались на рост спроса на природный газ в США, в связи с чем значительные средства были вложены в разработку новых месторождений и строительство мощностей по сжижению газа, однако именно тут рынку LNG был нанесен очень сильный удар, после того, как в США начали использовать технологию сланцевых газов. Мало того, что поставщики LNG потеряли этот гигантский рынок, не исключено также, что в лице США они обретут конкурента, так как там имеются серьезные планы по экспорту сланцевых сжиженных газов. Однако на мрачном горизонте остались и светлые пятна, прежде всего это Китай и Индия, а также Европа. В ближайшие годы видимо, Китай и Индия станут главными потребителями LNG в мире, Европа тем временем также будет наращивать обьемы импорта LNG просто для того, чтобы избавиться от зависимости от российского газа и российских газопроводов. В конечном итоге, главной надеждой производителей, поставщиков и перевозчиков LNG остается Китай. 2010 год, это 4-й год, когда Китай ввозит LNG. Страна в настоящее время имеет три терминала приема LNG. Обьем импорта LNG постоянно растет, в 2009-м импортировано 5.5 миллиона тонн, в 2010-м будет импортировано еще больше. Япония почти полностью зависит от LNG, если говорить о газе. Китай зависит от морских перевозок сжиженного газа не столь сильно, имея альтернативные наземные источники поставок. Тем не менее, LNG станет, согласно планам правительства, ключевым источником – к 2015 году импорт вырастет до 30 миллионов тонн, к 2020 до 60 миллионов, к тому времени в стране будет работать 10 терминалов по приему танкеров LNG. Все это оставялет российский газ в весьма трудном положении. LNG практически нет, а тому что появляется, крайне трудно конкурировать с переполненным рынком. Трубопроводный газ проигрывает тем, что для крупнейших потребителей российский газ является худшим из всех возможных вариантов. С удивительной тщательностью, не упуская никаких мелочей, потея от усилий как раб на галерах, российское руководство делает все возможное, чтобы Россия считалась самым ненадежным поставщиком и партнером. Войтенко Михаил