Новости - Судоходство и бизнес



20.12.2012 - Итоги международного форума «Связь на море и реке – 2012»

ГМА им. адм. С.О. Макарова совместно с ФГУП «Морсвязьспутник», Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта с 06 по 07 декабря 2012 г. провели в Москве Восьмой международный форум «Связь на море и реке – 2012».

В Форуме приняли участие представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ФГУП «Росморпорт» и его филиалов, Российского морского регистра судоходства, Российского Речного Регистра, администраций морских портов, государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, служб и организаций связи морского и речного флотов, а также специалисты судоходных компаний, отечественных и зарубежных фирм - разработчиков, изготовителей и поставщиков оборудования связи и навигации, научных, проектных организаций, учебных заведений и тренажерных центров морского и речного транспорта. Всего присутствовало 165 представителей из 98 организаций Российской Федерации, Украины, Казахстана, Великобритании, Дании и Международной программы КОСПАС-САРСАТ. На Форуме обсуждались вопросы: • Перспективы развития радиосвязи для обеспечения безопасности мореплавания в Арктическом районе; • Новое в использовании спутниковой системы связи ИНМАРСАТ; • Практические проблемы развития радиосвязи и радионавигации; • Дальнейшее развитие систем ОСДР (LRIT); • Вопросы повышения безопасности мореплавания (СУДС и РИС); • Повышение безопасности перевозок грузов и пассажиров морским и речным транспортом; • Интегрирование средств навигации связи, связи с использованием е-навигации; • Развитие средств связи и модернизация системы ГМССБ; • Развитие информационных технологий; • Оборудование береговых систем управления контроля и мониторинга морского и речного флота; • Подготовка радиоспециалистов ГМССБ и персонала СУДС. Как отметил в своем выступлении С.И.Старик, заместитель генерального директора ФГУП «Морсвязьспутник», создана комплексная интегрированная информационная система обеспечения безопасности мореплавания и судоходства путем консолидации национальных, региональных и других существующих информационных систем. Система включает в себя Систему «Виктория», Центр данных ОСДР, Центр данных ССОО, РМРС, РРР, БД «КОСПАС-САРСАТ», Региональные системы АИС и другие информационные системы. Развитие КИИС «МоРе», по словам С.И.Старика, - это: - подключение новых источников информации и расширение набора данных от существующих источников информации, - введение в систему сервисных (дополнительных) функций исходя из опыта эксплуатации и потребностей клиентов, - расширение взаимодействия с информационными системами сторонних ведомств и зарубежных организаций. Для совершенствования геоинформационной части КИИС «МоРе» можно предложить несколько видов карт на выбор пользователя, - заключил С.И.Старик. И.В.Игнатов, начальник отдела организации расследования транспортных происшествий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в своем докладе остановился на анализе состояния аварийности на российских водных путях. Аварийность на морском транспорте в 2012 г., по сравнению с тем же периодом 2011 г., снизилась более чем на 50%, на речном флоте увеличилась более чем на 30%, а всего по морскому и речному транспорту аварийность снизилась на 2,2%. Причины аварийности различны: - сознательное нарушение судовладельцами и капитанами судов установленных ограничений по районам плавания, - нарушения Правил пожарной безопасности на морских судах, - недостатки в организации ходовой навигационной вахты, - неудовлетворительная организация штурманской службы, - ошибки операторов систем управления движением судов и лоцманов, - неоправданный риск, выражающийся в пренебрежении к требованиям об усилении вахты в сложных условиях плавания, и некоторые другие. А.В.Чернышов, заместитель начальника отдела электрооборудования и автоматизации, руководитель группы радио и навигационного оборудования Российского морского регистра судоходства, рассказал о новых международных требованиях к судовому радио- и навигационному оборудованию и сроки их вступления в силу. По его словам, система АРБ «КОСПАС-САРСАТ» должна обеспечивать не только передачу сигнала бедствия с судна, но и принять информацию с берега о получении такого сигнала. Он также отметил, что вводится новая система под названием «КДВП» (Контроль дееспособности вахтенного помощника), которая должна фиксировать в течение всего рейса, что вахтенный помощник находится на мостике и в дееспособном состоянии. Такой системой должны быть оборудованы все суда, построенные после 01 июля 2014 г. По новым требованиям, на каждом новом судне, построенном после 1 июля 2014 г., должна быть система ЭКНИС или ЭКС. Также на новых судах должна быть введена ИНС (интегрированная навигационная система). Вводится комплекс AIS-SART, который можно использовать как альтернативу оборудованию SART. Также новые требования устанавливаются к системам РДР и УРДР (с учетом старых разработок). А.В.Чернышов отметил также, что вводится понятие «Три вида оконечных устройств в регистраторах данных рейса», при этом предусмотрено значительное увеличение (по сравнению с действующими требованиями) времени регистрации данных, в частности: - 48 часов в фиксированном устройстве регистрации (при этом должна быть обеспечена возможность сохранения зарегистрированных данных в течение 2 лет после прекращения записи), - 48 часов в свободно-всплывающем устройстве регистрации (при этом должна быть обеспечена возможность сохранения зарегистрированных данных в течение 6 месяцев после прекращения записи, а передатчик обнаружения данного устройства должен сохранять работоспособность и передавать сигналы привода в течение 48 часов в период времени не менее чем 7 суток (168 часов)), - 30 суток (720 часов) в записывающем устройстве, обеспечивающем длительное сохранение зарегистрированных данных. Оборудование под названием «ЛАГ» должно измерять все виды скоростей (продольную и поперечную) относительно воды и грунте. Если суда, которые должны быть оснащены лагами, измеряющими скорость относительно воды и скорость относительно грунта, то на судне должно быть два отдельных устройства «ЛАГ». Также, согласно новым требованиям, будет необходимо при технической возможности осуществлять внесение параметра "number of persons on board" (NPB) в формат системы AIS для радиооборудования классов А и В. Было отмечено, что будут проводиться обязательные ежегодные проверки (такие, как АРБ), и каждое судно будет обязано иметь акт проверки, отметил в своем выступлении А.В.Чернышов. Д.В.Бурлаков, старший инженер ФГУП «Главный Радиочастотный Центр», разъяснил статьи Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Он отметил, что для получения разрешения на радиостанции, установленные на судах внутреннего плавания, оснащенных РЭС, использующие исключительно полосы частот 300,0125 - 300,5125 МГц и 336, 0125 - 336.5125 МГц, заключение о соответствии судовых станций требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям законодательства Российской Федерации в области связи не требуется. Срок исполнения заявки установлен в пять рабочих дней. Ю.И.Базаров, советник заместителя ген.директора ЗАО «ТРАНЗАС», сообщил слушателям форума, что дополнительно для дальней связи вводятся каналы 75 (156.775 MHz) (1075) и 76 (156.825 MHz) (1076) для передачи мобильными АИС только сообщения 27, кроме АИС класса В «CS». Он также отметил, что вводится новая технология АИС, в которой используется система спутникового АИС. Начало опытной эксплуатации этой системы - 2014 г. В докладе отмечено, что национальная нормативная база требует оперативного обновления, поэтому резонно включать в нее такие требования и дополнительные функции, которые обеспечивали бы предпочтительность выбора отечественного производителя в направлении организации Е-НАВИГАЦИИ. Джеффри Уайт, региональный директор ООО «Иридиум Коммьюникешенс», информировал присутствующих, что в настоящее время на орбите работает 66 спутников (640 миль над землей). В 2013 году планируется активное вхождение на российский рынок. Ведётся работа по интеграции в будущем системы Иридиум, как одного из провайдеров спутниковой связи в ГМССБ. В.А.Максимов, сотрудник отдела морских служб связи для безопасности мореплавания INMARSAT Ltd, в своем докладе сообщил, что сегодня в разных системах Инмарсат работает более 247 тысяч судовых станций. В декабре 2014 года стандарт «В» будет отключен. В 2013 году в BGAN будет работать 4 спутника. Выступающий рассказал о введении услуги 505 (СОС), где сигнал будет поступать в один из трёх центров – в США, Австралии или Голландии. Он также информировал о возможности передачи карт через систему Инмарсат и о работе по стандартизации интерфейса пользователя. Р.Н.Модеев, зам ген. директора ЗАО «ТРАНЗАС» по направлению СБТ, информировал присутствующих о реализации проектов интеграции береговых систем ГМССБ, АИС и СУДС. В качестве примера был приведен проект СОБМ Восточной части Таганрогского залива. Интеграция речного и морского диапазона воплощена в проекте «Единый Ситуационный Центр АМП СПБ», где производится отображение данных РЛС, АИС, 3D, радиопеленгаторов, ледовых карт и спутниковых изображений, а также отрабатываются функции координации штаба спасательно-поисковых работ и штаба ледовых операций. Среди новых проектов были также отмечены следующие: появилась твердотельная РЛС непрерывного излучения для берегового применения; повышена функциональность БС АИС T214 в качестве репитера АИС данных; осуществлена поддержка программного компонента Inland и Marine S-57 карт. В.Г.Стаднишин, ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», продемонстрировал достижения своего предприятия в области создания нового отечественного ПВ-КВ радиооборудования для судов. Одновременно он отметил, что институт пока не может обеспечить сервис по всему миру, но существующая программа тестирования позволяет определить неисправный блок и заменить его в судовых условиях, использующих ЗИП.