Новости - Судоходство и бизнес



28.01.2011 - РФ теряет до 60 млн тонн морских грузов в год из-за сложностей с таможней – эксперты

Российские морские порты отличаются сложностью процедур оформления судозаходов, простои судов составляют от 3-4 часов до 2-3 суток, сообщил директор проекта "Группа морской экспресс" Владимир Коростелев на заседании общественного совета при Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ (Росграница) в четверг.

По данным председателя совета и президента "Евроазиатской логистической ассоциации" Николая Титюхина, Россия ежегодно теряет до 60 млн тонн грузов из-за того, что судовладельцы не желают связываться с российской таможней и выбирают альтернативные порты. Судозаходы в российские порты осложняются тем, что информация о судне и грузе приходит в службы порта и таможенный пункт пропуска всего за сутки (а не за трое суток, как предписано законом). "В Европе такая информация подается за две недели до подхода судна одним электронным документом, а не факсами, как у нас", - отметил В. Коростелев. Судовладельцам или их агентам при оформлении груза в российских портах приходится предоставлять от 13 до 45 документов с копиями в разные органы и департаменты, в то время как в Европе - 2-3 электронных документа, которые попадают в межведомственную базу, и к ним имеют доступ все вовлеченные в процесс лица. "У нас архаичный подход к досмотру судов. Он проходит следующим образом: судно подходит к порту, но не имеет права разгружаться до одобрения комиссии. Ожидает комиссию, комиссия осматривает его, затем судно встает под разгрузку - погрузку, затем снова ожидает комиссию, комиссия осматривает, и только потом оно отправляется", - сказал В. Коростелев, отметив, что в России проводится проверка всех заходящих в порт судов, а в мировых портах она выборочная и занимает 15 минут, а не 2-3 часа (или несколько суток). Так, судовладельцы теряют ежегодно до $16 млн из-за простоев судов в порту Приморск (Ленинградская область) и задерживаются в среднем от 3 до 5 часов на терминале "Шесхарис" (входит в группу "Новороссийский морской торговый порт"), опаздывают ко времени прохода через Черноморские проливы, что приводит к задержке на сутки. Общественный совет при Росгранице инициирует введение обязательного предварительного информирования государственных контрольных органов об ожидаемых заходах и отправлениях судов, грузов и пассажиров, создание единого информпространства для ведомств, осуществляющих проверку. При этом ответственность за неверные данные будет лежать на судовладельцах. "Организация пунктов пропуска – имиджевый фактор для страны, который определяется наличием очередей на границе, условиями ее прохождения (нужно рассмотреть создание дополнительных сервисов). При этом безопасность и скорость должны быть сбалансированы", - отметил Н.Титюхин, добавив, что если Россия привлечет дополнительно хотя бы 5% от евроазиатского грузопотока, то "морские порты заработают еще порядка $1 млрд в год". По данным Росграницы, в РФ 440 пунктов пропуска через госграницу, 75 из них приходятся на морские порты, сообщают "Морские вести России". Грузооборот портов РФ в 2010 году составил 526,8 млн тонн.