Новости - Судоходство и бизнес



30.09.2010 - Моряков обрекут на смерть без предупреждения

НАТО и силы Евросоюза в Аденском заливе EU NAVFOR считают, что существует риск возникновения прочных связей между сомалийскими пиратами и террористическими организациями в регионе, прежде всего Аль-Шабаб, связанной с Аль-Кайеда.

Так как никаких данных на этот счет у них нет, они исходят из «простой логики – чем больше в пиратстве денег, тем интереснее оно для Аль-Шабаб». Пусть бы себе военные опасались и дальше, однако за ихними опасениями стоит реальная угроза запрета на выкупы захваченных пиратами судов, и этой угрозы судовладельцы, фрахтователи и страховщики боятся куда больше, чем возможных связей между пиратами и террористами. Пока впрочем, никаких доказательств военные и Евросоюз не нашли, не помог даже Интерпол. Насколько им известно, деньги, получаемые в виде выкупов, не расходятся дальше Сомали и сомалийцев, проживающих в соседних странах вроде Кении. Но пусть даже террористы будут использовать пиратов как средство для получения средств, все равно, в случае если Европа и США выявят наличие таких связей, судоходству грозит запрет на выплату выкупов. Каковы будут последствия такого запрета, прогнозировать просто невозможно. Скорее всего, значительная часть судов, а значит и грузов, в том числе нефть из стран Персидского залива, пойдет в обход Африки, минуя Аденский залив и Суэцкий канал. Другая часть будет ходить прежними маршрутами, но только с охраной на борту. В связи с этой новой очень серьезной угрозой хочется поразмышлять над некоторыми фактами. Факт первый – санкции США против компаний, уличенных в передаче денежных средств лицам, входящим в список ООН как связанным с террористами, в том числе сомалийским лицам, были введены внезапно, без предварительного уведомления. Под санкции может подпасть любая компания, заплатившая выкуп пиратам, если выяснится, что этот выкуп или его часть, неважно какая, попали к лицу из списка. Санкции касаются любой компании, американской или не-американской, если последняя имеет дела с США. Санкции весьма суровые, вплоть до заморозки счетов и активов. Факт второй – санкции за личной подписью президента США вступили в силу весной этого года, почти одновременно с захватом пиратами супертанкера VLCC Samho Dream, следовавшего из Ирака на США в полном грузу. Супертанкер до сих пор в плену, уже скоро 5 месяцев. До VLCC Samho Dream в плену было два супертанкера, оба очень быстро выкупили, в течении месяца-двух. Морские юристы и страховщики сразу предположили, что с выкупом будут проблемы, так как южнокорейскому владельцу и американскому фрахтователю придется доказывать властям США, что выкуп не попадет к террористам, причем как это сделать, никто не знает. BIMCO поначалу заинтересовалась ситуацией и пообещала внимательно ее отслеживать, понимая возможные последствия прецедента, если владелец и фрахтователь VLCC Samho Dream ухитрятся подпасть под санкции. Но BIMCO подозрительно быстро успокоилась и перестала «внимательно отслеживать», по какой причине – можно только гадать. Причин вообще-то только две. Либо им приказали заткнуться, либо санкции никому не грозят, и задержка с выкупом, это просто жадность пиратов или владельца, или обоих. Если это не жадность, а следствие угрозы санкций, то почему об этом молчат? Что ждет экипаж танкера, 24 человека, уже второй месяц подряд жалующийся на жестокое обращение и угрозы расстрела? Узнать в чем дело не предоставляется возможным. Если задержка с освобождением VLCC Samho Dream является следствием санкций президента Обамы, то BIMCO и прочие морские конторы во главе с IMO молчат дипломатически. Если санкции не грозят, и имеет место обыкновенная жадность, то организации молчат как обычно, потому что на судьбу конкретного судна и людей им, как они это не раз уже демонстрировали, глубоко наплевать. Имеем продолжающееся давление со стороны политиков, а теперь еще и военных, требующих запрета на выкупы. Имеем случай с VLCC Samho Dream, в котором можно заподозрить действие уже введенных в США санкций. Выводы: Если будет введен запрет на выкуп, он может быть введен внезапно по типу санкций в США. Страны и мировое сообщество в лице ООН не собираются утруждать себя, в случае запрета, какими-либо юридическими обоснованиями запрета. Они совершенно спокойно приравняют уголовщину и терроризм и при этом не признают за собой никакой ответственности за происходящее как в Сомали, так и в водах Индийского океана, за то, что они не смогли выполнить свой долг, свою обязанность, и обеспечить безопасность судоходства. Они собственно, и так сняли с себя всякую ответственность, гордо отказываясь помогать судовладельцам в сборе выкупа и покрытии других убытков, а морякам в достойной компенсации и оплате лечения. Если запрет будет внезапным, он не оставит другого выхода, кроме силового освобождения захваченных судов. О последствиях можно только гадать. Если запрет будет внезапным, следующие опасным регионом экипажи мгновенно окажутся под угрозой смертельного риска без надежды на выкуп в случае захвата, с большой долей вероятности штурма захваченного судна военными. Следовательно, морякам и судовладельцам необходимо внимательно следить за новостями в СМИ, касающимися возможного запрета. При принятии запрета действовать соответственно, вплоть до массовых списаний с судов. Риск попасться пиратам в плен будет по-прежнему весьма мал, но риск погибнуть в случае захвата мгновенно вырастет с сегодняшних 0.01 или меньше процента до 90-95-99-100 процентов, точно его оценить просто не представляется возможным. Скорее всего, если этот запрет будет принят в формах, исключающих или сильно затрудняющих выкуп, судоходство стихийно ответит чем-то вроде хаоса и как следствие, резким ростом ставок, что вряд ли поможет мировой экономике. В течении какого-то небольшого промежутка времени, несколько месяцев, все определится. Или значительные обьемы грузов пойдут в обход Африки и Суэца, и экономика с этим примирится, или запрет снимут, открыто или негласно. Главное то есть, не попасться пиратам в это время. Выжить, прямо говоря. Следить за новостями относительно возможного запрета лучше по первоисточникам, иностранным отраслевым СМИ. Морской бюллетень постарается конечно, не опоздать и немедленно сообщить о запрете, если он будет принят. Конечно, если бюллетень еще будет продолжать к тому времени работу, во всяком случае в его нынешнем виде. Когда охранение конвоя PQ-17, следовавшего в Россию в 1942 году, бросило конвой и отправилось на поиски линкора Тирпиц, транспортам передали приказ – «рассредоточиться и следовать в пункт назначения самостоятельно, желаем удачи». Нечто подобное в случае запрета, надо будет передать и всем судам, следующим в регионе. Но передавать некому, вот ведь беда. Международные морские организации будут молчать как и молчали. Вякнут что-нибудь шепотом, накрывшись одеялом. Что-нибудь «порекомендуют». Решительного «нет» от них не будет. Разве что ITF выразит протест, но наверняка протест будет самым общим, без реальных рекомендаций, суть которых проста – спасайся кто может, с принятием запрета на выкупы у экипажа перед судовладельцем, у судовладельца перед фрахтователем, и у прочих заинтересованных сторон, нет никаких обязательств, они автоматом снимаются. Общество отказывается от моряков, следовательно, моряки вправе принять любые возможные действия для спасения своих жизней, отказываясь перед обязательствами перед обществом.