Новости - Судоходство и бизнес



01.09.2010 - Холодный расчет

Освоение ямальских и шельфовых месторождений нефти и газа оживило, казалось бы, подзабытую с советских времен тему освоения Северного морского пути. Дело в том, что транспортировка крупных партий энергоносителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона Cеверным путем может оказаться дешевле традиционного маршрута через теплые моря.

Традиционный маршрут поставок углеводородов в Азиатско-Тихоокеанский регион с Cевера России пролегает через моря Северной Европы, далее на юг в Средиземное море, через Суэцкий канал, а также печально известный Аденский залив к Индии и далее на восток, в пункты конечного назначения. Использование же Северного морского пути сократит маршрут, скажем, из порта Мурманск в порт на восточном побережье Китая почти в два раза. Экономия времени, а значит, и затрат на топливо, экипаж и другие расходы составит порядка 45%. Тем не менее Севморпуть отличается суровыми климатическими и ледовыми условиями, требует ледовой проводки и соответствующей подготовки экипажа судов. С другой стороны, услуги прохождения Суэцкого канала также отнюдь не бесплатны. В этой связи генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша сообщил, что, по его мнению, конкурентоспособным Севморпуть сделает цена на услуги по ледовой проводке судов чуть выше цены прохождения Суэцкого канала. Первый экспериментальный рейс c экспортным грузом газового конденсата в 70 тыс. тонн заказало ОАО «НОВАТЭК». Груз перевозится танкером ОАО «Совкомфлот» SCF Baltica, который 25 августа 2010 года завершил наиболее трудную часть пути – от Мурманска до чукотского порта Певек. Этот отрезок судно преодолело за 11 суток – на 1,5 дня быстрее ранее запланированного графика. «В целом сама идея использования здесь крупнотоннажных судов делает экономику движения энергоресурсов из Баренцева и Карского морей на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона жизнеспособной, – и данный рейс это продемонстрировал», – отметил в связи с этим генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк. Ледовую проводку танкера осуществляли атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот» «Таймыр», «Россия» и самый крупный в мире атомный ледокол «50 лет победы». Кроме того, последний осуществил переход из Мурманска до Певека в рекордно короткие сроки – всего за 5 суток. Помимо участия в проводке SCF Baltica, он занимался изучением трасс Севморпути для проводки здесь еще более крупного танкера класса Suezmax (дедвейтом 163 тыс. т) в 2011 году. Смысл освоения Севморпути также заключается в том, что спрос на энергоносители все более перемещается из развитых стран Запада, где экономика восстанавливается более низкими темпами и растет использование альтернативных источников энергии, в динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китай и Корею. Как отметил в ходе брифинга в порту Певек председатель правления ОАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, общая стоимость транспортировки 1 т груза в страны Азиатско-Тихоокеанского региона из Белого моря превышает $50, в то время как использование Севморпути позволит сэкономить несколько долларов на тонну. «Уже в следующем году за счет экспорта конденсата через Северный морской путь мы рассчитываем получить экономию на транспортировке не менее 10–15%», – сообщил Л. Михельсон. По его словам, с запуском проекта «Ямал-СПГ», предполагающего строительство мощностей по сжижению природного газа на Ямале, для НОВАТЭКа станет очень важной возможность доставки грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона Северным морским путем. При этом годовой грузооборот компании здесь может составить 16 млн т. Помимо НОВАТЭКа, перспективами транзита через Севморпуть могут заинтересоваться и другие крупные российские энергетические компании. К примеру, «Газпром нефть» – для экспорта нефти с новых месторождений полуострова Ямал. Но пока это дело достаточно отдаленной перспективы. www.rzd-partner.ru