Новости - Судоходство и бизнес



29.04.2010 - Про КПРФ, Совкомфлот и Джона Фредриксена – не устраивайте проблем там где их нет

В приморском информагентстве Прима Медиа (Владивосток) появилась статья под названием «Судоходные компании России могут столкнуться с мощным иностранным конкурентом», на основе опубликованной в "Новая газета" во Владивостоке" статьи, суть которой – странное лоббирование КПРФ и лично товарищем Зюгановым интересов крупнейшего в мире владельца танкеров Джона Фредриксена.

Выдержки: «Лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил премьер-министру России Владимиру Путину принять норвежского бизнесмена Джона Фредриксена - "владельца нескольких компаний, специализирующихся на рынке морских перевозок, добыче углеводородов на морском шельфе, производстве и переработке рыбы и морепродуктов". С учетом, что на данном рынке давно и успешно работают отечественные компании, просьба со стороны представителя одной из российских политических партий выглядит странным, полагает "Новая газета" во Владивостоке". Как сообщает издание, предложение о встрече с Джоном Фредриксоном или его представителем содержится в официальном письме, которое глава фракции КПРФ в Государственной думе Российской Федерации направил недавно премьеру. … … Интерес магната понятен - нужно срочно заходить на новые рынки. В данном случае - на активно развивающиеся рынки перевозок сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов из российских портов в Арктике, на Балтике и на Дальнем Востоке. Стоит, однако, напомнить, что на этих рынках давно и вполне успешно (самостоятельно и в пулах) работают российские судоходные компании - ОАО "Приморское морское пароходство", "Новороссийское морское пароходство", "Мурманское морское пароходство", группа компаний ОАО "Совкомфлот". Причем не просто работают, но и, учитывая растущие объемы перевозок, постоянно обновляют свой флот, в первую очередь танкерный. … отечественные судоходные компании вполне способны своим флотом обеспечить перевозку всего объема экспортных углеводородов. … Рынок хорош конкуренцией. Грузовладелец, безусловно, вправе выбирать того грузоперевозчика, который предложит оптимальные условия в соотношении цена - качество. Фредриксен, владеющий солидным тоннажом в сегменте газовозов, танкеров, балкеров и других специализированных судов, вероятно, вполне способен предложить конкурентные (если не сказать демпинговые) условия. И это будет одним из рыночных механизмов борьбы за фрахт, особенно в современных условиях, когда значительная часть мирового тоннажа стоит на приколе. Но нельзя забывать и о том, что во вполне рыночных современных государствах защита национальных перевозчиков является неотъемлемой частью экономической политики. Ну, например, вот уже три десятка лет Япония импортирует через порт Восточный большие объемы углей (с Нерюнгринского и других разрезов). Естественно (именно так!), что практически весь объем вывозится японскими судовладельцами; и это ни у кого не вызывает удивления. Подобные примеры - откровенного и вполне оправданного государственного протекционизма можно без труда обнаружить в судоходной политике почти всех ведущих морских держав мира. … ...А что касается бывшего норвежского, а ныне кипрского судовладельца, можем исключительно для тех, кто активно лоббирует его интересы, сообщить следующее. У Джона Фредриксена, при всем его "весе", в судоходном мире весьма неоднозначная репутация. Свои первые серьезные деньги он сделал в 80-е годы прошлого столетия на экспорте иранской нефти в годы ирано-иракской войны и на поставках нефти в ЮАР, в обход международного эмбарго на торговлю с режимом апартеида. В 1986 году он был на месяц задержан норвежскими правоохранительными органами по обвинению в мошенничестве - краже перевозимых грузов нефтепродуктов на сумму почти в миллион долларов (в танкерном бизнесе, надо сказать, обвинение весьма позорное). Дело было закрыто только в 1990 году после внесудебного урегулирования спора и выплаты штрафа в размере 2 миллионов норвежских крон. Сомнительно, чтобы продвижение его интересов отвечало заявленным приоритетам не только КПРФ, но и всей судоходной отрасли России в целом. http://primamedia.ru/news/29.04.2010/122978/sudohodnie-kompanii-rossii-mogut-stolknutsya-s-moschnim-inostrannim-konkurentom.html А теперь комментарии. Прежде всего, о чем речь? О предложении премьеру встретиться с магнатом. Ну и что? Совкомфлоту надо уже подавать на банкротство? Далее и самое важное – автор статьи несколько ошибся, перечисляя заинтересованные в перевозках российской нефти российские компании - ОАО "Приморское морское пароходство", "Новороссийское морское пароходство", "Мурманское морское пароходство", группа компаний ОАО "Совкомфлот". Новороссийское пароходство давно принадлежит Совкмофлоту. Что до ПМП, Приморского пароходства, то если бы оно могло говорить что знает и что думает, то оно могло бы рассказать много интересного о том, кто им больше мешает, Фредриксен или Совкомфлот. Не знаю, какое отношение к этим делам имеет Мурманское морское пароходство. О протекционизме отечественного судовладельца – есть большая, прямо-таки огромная разница между странами, вывозящими сырье, и странами, которое его ввозят, потому что без него они вымрут. Из Австралии вывозят руду и уголь, в Австралии никто не кричит о защите отечественного судовладельца и необходимости вывозить сырье только отечественными балкерами. Иран соорудил мощный флот танкеров, но дело в том, что рынка тут маловато, тут политика. И санкции против него, и необходимость изыскивать дополнительную валюту, предлагая демпинговые ставки – создание и закупка все новых вооружений дело недешевое. Япония, Корея и Китай имеют четкую национальную политику безопасности в отношении процента танкеров, ввозящих нефть, отечественные/зарубежные. Но дело в том, что они нефть ввозят, а не вывозят. Им без нефти смерть. Тогда как Россия – добывает, продает и вывозит, и ее стратегическая безопасность не зависит от принадлежности судов, вывозящих эту нефть. И наконец, есть такая штука, которую упомянул автор статьи, но как-то не прояснил. Называется рынок. Я купил нефть, мне и решать, как и чем ее везти, если в контракте нет каких-то особых в этом плане пунктов. Нефти сейчас избыток, и с покупателем особо не поспоришь. Таким образом, статья играет в одни ворота, в кремлевские. Ничьих других интересов возможное проникновение Фредриксена на российский рынок не затрагивает. И кстати, насчет самого Фредриксена. Есть у него в его бурной биографии интересные моменты, да. Однако он с самого низа, не имея ничего, построил самую крупную в мире танкерную империю, в условиях жесточайшей рыночной борьбы. Он не отбирал у одних владельцев одни месторождения, передавая их другим, используя для этого весь аппарат госвласти. Он не сидит на том, что подарено природой, беспощадно растрачивая вырученные от продажи природных богатств огромные средства на всякие авантюры. Он свои деньги заработал. Советую ознакомиться с его биографией: Джон Фредриксен – Онассис современного судоходства Войтенко Михаил