Новости - Судоходство и бизнес



15.04.2010 - Танкерный рынок может восстановиться только к 2011 г. - эксперты

В 2010 году будет наблюдаться стагнация танкерного рынка, а некоторое его восстановление возможно к четвертому кварталу, следует из опроса аналитиков.

Снижение спроса на нефть в мире, включая низкий уровень загрузки нефтеперерабатывающих заводов в Европе, Японии и США, привело к тому, что рынок танкерных перевозок в 2009 году демонстрировал заметный спад - наблюдалась тенденция снижения как объемов перевозок, так и стоимости фрахта судов, отмечает аналитик по транспорту и инфраструктуре ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. По данным аналитика "Тройки Диалог" Кирилла Казанли, в 2009 г.общий мировой объем танкерных перевозок нефти и упал примерно на 4,5%, спотовые ставки по основным типам судов упали на 60% и больше, при этом было введено порядка 48 миллионов нового dwt (дедвейт, полная грузоподъемность судна - прим.), что составило 28% от общемирового входа на начало года. "По итогам 2009 г. примерно 18% заказов от общего запланированного объема были либо аннулированы, либо отодвинуты на более поздний срок. Но ситуация на рынке была бы еще хуже, если весь объем заказов был бы выполнен", - продолжает Казанли. Также из-за резкого снижения цен на нефть многие инвесторы использовали танкеры в качестве нефтехранилищ в расчете на то, что рост цен начнется в ближайшие сроки, добавляет Рожков. Однако в конце прошлого года, уточнил аналитик, количество танкеров, использующихся под хранение нефтепродуктов, сократилось в пользу их профильного использования. Как отмечает аналитик "Тройки", в 2009 году наблюдалось снижение финансовых показателей у основных компаний - танкерных судовладельцев. "Исходя из оценки фрахтовых ставок в целом по танкерному рынку, можно сказать, что первый квартал этого года был неплохим. В том числе наблюдалось увеличение спотовых ставок по основным типам танкеров, в частности, примерно на 11% по сравнению с первым кварталом 2009 года повысились ставки по танкерам VLCC, на 17% - по Aframax, хотя, например, ставки по продуктовозам снизились от 9% до 32% в зависимости от размера, упали ставки и по Suezmax", - отмечает Казанли. Однако, с начала второго квартала цены на фрахт уже начали снижаться в целом по рынку. Сейчас наблюдается некий объем незаполненных мощностей танкерного флота, низкий спрос на перевозку нефти, отмечает Рожков. Снижение спроса на перевозки, продолжает Казанли, связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы, запустив сезонный ремонт, начинают переориентироваться на производство бензина, дизельного топлива. "Второй-третий кварталы, как мы ожидаем, будут по-прежнему слабыми. Улучшение ситуации на рынке перевозок нефти и нефтепродуктов возможно к четвертому кварталу в случае улучшения мировых макроэкономических показателей", - прогнозирует Казанли. В целом же, в текущем году, как полагают аналитики, ставки фрахта по-прежнему будут находиться под давлением невысокого спроса на нефть и значительного портфеля судов-новостроев. Несколько увеличить танкерные перевозки может повышение квот и добычи нефти странами ОПЕК, добавляет аналитик из "Метрополя". "В целом 2010 год, думаю, будет лучше, чем в 2009-й, однако ситуация по-прежнему остается непростой - рынок, скорее всего, будет стагнирующим. Оживление прогнозируется только к концу 2010 года - началу 2011 года. Если текущий год многие компании также закончат с убытками, то в 2011 году они уже должны выйти на прибыльный уровень", - подытожил Казанли. При этом, по оценке Рожкова, крупные танкерные компании будут себя чувствовать несколько лучше по сравнению с их средними и малыми конкурентами. "Если продолжится снижение цен на фрахт, то возможно кто-то из малых компаний, особенно отягощенных долговыми обязательствами, уйдет с рынка", - добавляет он. www.rian.ru