Новости - Судоходство и бизнес



13.04.2010 - Иран меняет имена и регистрацию судов своей национальной компании IRISL, чтобы избежать санкций

Крупнейшая иранская государственная судовладельческая компания Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) начала реализацию широкомасштабной программы по переименованию и перерегистрации своих судов с тем, чтобы уйти из-под действия санкций США, направленных на противодействие незаконным перевозкам морем ОМС и его компонентов, а также обычных видов оружия.

В сентябре 2008 года IRISL попала в черный список США согласно этим санкциям. По данным США, IRISL осуществляет незаконные перевозки оружия в страны, поставки оружия в которые запрещены ООН, при этом используются подложные документы. Отдел по контролю иностранного имущества Министерства финансов США, ответственный за исполнение санкций, опубликовал список 123 судов IRISL, вместе с их номерами IMO, которые не меняются при смене названия судна и перерегистрации его под другие флаги и компании. Всем банкам США было запрещено осуществлять какие-либо транзакции по документам, в которых есть имена судов из этого списка. В ответ IRISL начала массированную перерегистрацию судов с понятной целью уйти от санкций. Прежде всего, из названий судов убирается Iran, так, Iran Brave стал Marcgrave, Iran Dolphin превратился в Alameda, Iran Matin в Abba, это далеко не полный список. К настоящему времени переименовано по меньшей мере 80 судов, из них 40 ранее имели в названии слово Iran. Номинальное владение судами переходит к различным оффшорным компаниям, зарегистрированным как правило, на Мальте, в Германии и в Гонконге. Менеджмент большинства этих судов, осуществлявшийся компанией Soroush Sarzamin Asatir SSA Тегеран, также перешел к другим компаниям. Цель этой кампании IRISL очевидна, после переименования и перерегистрации истинная принадлежность судов может и не всплыть, ведь только одно осталось без изменения, номер IMO, а он приводится далеко не во всех финансовых документах, в аккредитивах например, его нет. Между тем, компании, которая отфрахтует такое судно, зная о его истинной принадлежности или нет, все равно грозят санкции США, с которыми как известно, лучше не шутить. То есть незнание, пусть искреннее, не освобождает от ответственности. Так что лучше всего, на всякий случай, сличать номера IMO фрахтуемых судов со списком Отдела по контролю иностранного имущества.