Новости - Судоходство и бизнес



31.03.2010 - Как российские порты опередили других транспортников

На фоне падения объемов производства и перевозок в РФ в 2009 году объем грузоперевалки через морские порты России вырос до 496,4 млн т, что на 9,2% больше, чем 2008-м. Такие цифры прозвучали на XXIII конференции Ассоциации морских торговых портов (АСОП). Эта тенденция сохранилась и в I квартале 2010-го. Однако общие темпы роста грузоперевалки замедлились. В портах РФ в январе–феврале грузооборот, как сообщили в АСОП, вырос до 77,4 млн т. – на 7,9%.

Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов уточнил, что в 2009 году основной рост был достигнут в первую очередь за счет обработки наливных грузов (+13,4% к 2008-му). Однако при этом портовикам удалось не допустить падения перевалки и сухих грузов. Причем благодаря тому, что стивидорные компании сумели вовремя реализовать антикризисные меры, не допустили резких сокращений персонала и сохранили свой потенциал в самый тяжелый период. В 2010 году картина складывается несколько иная: наивысшая динамика отмечалась по перевалке сухих грузов (в январе–феврале они увеличились на 12,1%), а темпы роста наливных оказались, наоборот, ниже (+5,6%). Гибкая политика позволила отечественным стивидорам перехватить часть потоков, которые ранее следовали по другим маршрутам. В частности, доля переработки сухих грузов в портах стран Балтии и Украины сократилась с 27,07% в 2008 году до 22,84% в 2009-м. При этом больше всего падение отмечалось на украинском направлении. Прежде всего российским стивидорам удалось прибавить в оборотах за счет перевалки металлов, угля и руды. Своеобразными рекордсменами в этом плане стали порты Мурманск и Усть-Луга. В 2010 году в портах соседних стран ситуация складывалась неоднозначная. Январь стал своего рода исключением: на подходах к некоторым российским морским терминалам в начале года образовались столпотворения из вагонов. Поэтому часть поездов грузовладельцы переключили на терминалы соседних стран. И те подхватили часть российского экспорта. После того, как ситуация нормализовалась, процесс вошел в прежнюю колею. На рост грузооборота в 2009 году в морских портах, как предположили независимые аналитики, значительно повлияла переориентация в некоторых отраслях отечественной промышленности части поставок с импорта на экспорт. В первую очередь это металл, уголь и руда. В начале 2010 года начал оживать внутренний рынок, поэтому экспорт руды, например, постепенно стал уменьшаться. В АСОП подтвердили справедливость такого предположения. В плюс стивидорам можно записать, как сказал С. Жусупов, еще и то, что начиная с IV квартала 2009 года активизировался и импорт. За первые два месяца 2010 года объем перевалки импортных грузов составил 4,5 млн тонн (+22,9%), в том числе, грузов в контейнерах – 2,4 млн тонн (+47,1%). Это можно объяснить тем, что на фоне укрепления рубля по отношению к доллару и евро российские ритейлеры реструктурировали долги и получили новые кредиты от банков, активизировали свои закупки за рубежом. Опять-таки, как считают независимые аналитики, не столько в ожидании увеличения потребительского спроса, сколько в стремлении пополнить в РФ опустевшие склады – прежде всего, за счет закупок продовольствия. Антикризисные стратегии у предпринимателей одинаковы как в России, так и за рубежом. Позитивные тенденции, как сказал С. Жусупов, свидетельствуют о том, что самые тяжелые времена для российских стивидоров остались позади. В середине 2010 года при сохранении нынешних тенденций общие объемы грузоперевалки в отечественных портах могут восстановиться практически во всех регионах за исключением Калининграда, где грузопотоки во многом зависят от железнодорожных тарифов Литвы и России. Однако руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко с этим не согласился: в Росморречфлоте проанализировали ситуацию в Калининградском порту и пришли к выводу, что порт потерял огромные объемы, например, химических удобрений, которые переключились на порты Клайпеда и Вентспилс. Дело оказалось не только в тарифах, но еще и в том, что Калининград проигрывает портам стран Балтии, потому что мелководен и не может принимать крупные суда. Самое большое достижение, по мнению А. Давыденко, то, что даже в кризис все ведущие нефтяные порты РФ отработали с хорошей прибавкой в грузообороте по наливным грузам. А портах Варандей (Ямало-Ненецкий АО), Приморск (Ленинградская область), Пригородное (Сахалин) были сдали в эксплуатацию и новые портовые мощности. Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Игорь Русу добавил, что в кризис на результатах работы российских стивидоров также положительно сказалось взаимодействие с ОАО «РЖД». www.rzd-partner.ru