Новости - Судоходство и бизнес



15.03.2010 - Конвеция морской занятости MLC стала бардаком еще до вступления в силу

Конвенция морской занятости Maritime Labour Convention 2006 (MLC 2006) уже считается четвертым столпом судоходства, наряду с конвенциями SOLAS, MARPOL и STCW. Она обьединила в себе 70 ранее принятых и утвержденных конвенций и правил, расширила и дополнила их и стала всеобьемлющим документом, регулирующим права моряков. Конвенция вступит в силу через 12 месяцев после ратификации странами, представляющими минимум 33% мирового тоннажа в валовом измерении.

Такие реестры, как Маршаллы, Норвегия, Багамы, Панама и Либерия, уже ратифицировали конвенцию, и можно ожидать, что необходимое количество стран наберется к концу 2010 года, конвенция же вступит в силу в конце 2011-го. По предварительным оценкам, под юрисдикцию конвенции подпадут около 70000 судов и 1.2 миллиона моряков. Разница между конвенцией и документами в стиле IMO заключается в том, что она не регулирует требования напрямую, она устанавливает минимальные стандарты здоровья, безопасности и благополучия моряков регулированием уровня зарплаты и условий труда и жизни, питания, медобслуживания, социальной защиты. Но есть и сходство с документами IMO, в механизме реализации требований конвенции и контроля за их соблюдением, базирующемся на принципе отказа от преференций каким-либо флагам “no more favourable treatment”. Конвенция состоит из двух частей. Часть А описывает непосредственно правила и требования, часть Б является руководством по введению правил и требований части А в странах-флагах. Правила разбиты на 5 частей: минимальные требования к работающим на море; условия найма; проживание на судне; отдых; питание и быт; охрана здоровья и социальная защита; и наконец, соответствие требованиям конвенции и надзор за их соблюдением. Однако даже спустя 2 года после появления Конвенции многие в отрасли не отдают себе отчета, чем она является и что за собой влечет. В то же время, Международный комитет работодателей судоходства International Maritime Employer’s Committee предупреждает, что отрасль в целом и страны-флаги в частности совершенно не готовы к вступлению конвенции в силу. Приводится пример одного хорошо известного международного реестра, признавшегося, что он не готов к конвенции, так как документы по соответствию требований конвенции национальным требованиям даже не начали разрабатываться. Самое большое недоразумение в связи с конвенцией заключается в том, что многие считают, судовладелец должен соответствовать не только требованиям Части А, но и Части Б. Часть Б призвана помочь странам-флагам быстро и качественно внедрить требования и обеспечить надлежащий контроль, к судовладельцам она отношения не имеет. Непонятно также, каким образом портконтроль будет осуществлять надзор по соответствию требований конвенции, ведь у него были и есть другие задачи, а надзор по MLC требоует совершенно других знаний и навыков. На этом проблемы не заканчиваются. Наблюдать за соответствием должен портконтроль, а вот применять санкции к нарушителям должна Международная Организация Труда МОТ, при этом каковы эти санкции, никто пока не знает. Чем ближе сроки вступления MLC в силу, тем больше вопросов и тревоги, и все меньше ясности. Авральными темпами приняли и авральными темпами внедряют, и судя по тому, как идут дела, конвенция станет пшиком из-за невозможности соблюдения ее требований. Все останется по-старому, но взяток, поборов, возможностей придраться и неразберихи станет больше. Не принять ее в таком сыром виде наши международные морские организации не смогут, кишка тонка, им наплевать на отрасль, им главное отчитаться и доложить. Профсоюзы только рады, они выигрывают в любом случае. Не рад только судовладелец, но кто его спрашивает? Не IMO ведь и не BIMCO. Да и моряку уверен, от такой конвенции станет только хуже. Написано по материалам BIMCO Войтенко Михаил