Новости - Судоходство и бизнес



18.02.2010 - Технический флот: скорее жив, чем мертв

Объявленный Президентом РФ Дмитрием Медведевым курс на модернизацию под лозунгом «Россия, вперед!» должен изменить судьбу отечественного флота, а особенно — технического. Ведь, учитывая почтенный возраст и темпы его выбывания, без строительства новых и модернизации существующих земснарядов, землесосов, обстановочных, промерных и других вспомогательных судов будет невозможно не только выполнить поставленные президентом задачи, но и обеспечить поддержание габаритов и глубин судового хода на внутренних водных путях

Так, на прошедшем под председательством заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Олега Шахмарданова совещании по проблемам дноуглубительного флота прозвучали неутешительные данные. Для обеспечения безопасности судоходства на ВВП ежегодно проводятся дноуглубительные работы в объеме 23 млн. кубометров и содержатся 90 тысяч береговых и плавучих знаков. На балансе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства находятся 2850 технических судов, в том числе годных к эксплуатации — 2510 единиц (88,1%). Для обслуживания ВВП ежегодно вводится в эксплуатацию около 2180 единиц технического флота (86,8% от годных судов или 76,5% от их общего количества). За последние десять лет число дноуглубительных земснарядов на ВВП сократилось с 210 до 168. К 2010 году у 119 судов из 168 оставшихся истекают нормативные сроки службы, а к 2015-му — уже у 151 судна этот срок будет превышен. В последнее время количество списанных судов возросло с 17 до 38 единиц в год. До 2015-го будет списана почти треть флота. Проведение ремонта, поддержание судов технического флота в эксплуатационном состоянии тоже стало проблемой, которая с каждым годом только усиливается, — считает генеральный директор Морского инженерного бюро, доктор технических наук, профессор Геннадий Егоров. Усугубляют положение, по его словам, несколько причин. Прежде всего, большой срок эксплуатации: подвергшиеся коррозии корпуса судов, постоянные поломки оборудования, механизмов, отдельных деталей и узлов, отсюда, естественно, бесконечные ремонты, корпусные работы. А специфика, среда и условия производства работ с большим и быстрым износом грунтозаборных устройств требуют своевременного восстановления и замены изношенных деталей, что совсем непросто сделать из-за малого количества (точнее, фактического отсутствия) судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз, специализирующихся именно на этих видах ремонта. Предельный износ имеют рабочие механизмы земснарядов: главные двигатели, рефулерные насосы и грунтопроводы, грунтозаборные устройства черпаковых земснарядов, кабельные силовые трассы, контрольно-измерительные приборы и др. При эксплуатации земснарядов происходят их частые остановки по причине поломок механизмов из-за значительного износа. Системы автоматического управления папильонажных и становых лебедок, управления верхним черпаковым приводом требуют замены на современное оборудование. Контрольно-измерительные приборы управления дноуглублением в большинстве своем имеют моральный и физический износ, однако в настоящее время отечественными заводами не выпускаются. Суда, негодные к эксплуатации, за исключением уникальных (штанговые земснаряды, самоходные дноочистительные снаряды, скалодробильные снаряды), восстановлению не подлежат, их необходимо списать в ближайшее время. Без принятия срочных мер к 2015 году годных к эксплуатации останется 28 судов технического флота, возраст которых к этому периоду достигнет 17 лет. А потребность технического флота под планируемые объемы путевых работ и с учетом списания судов из рабочего ядра составит 796 единиц, в том числе дноуглубительного — 81, обстановочного — 125, экологического — 59 единиц. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» предполагается строительство 22 земснарядов. Представители НПО «Гольфстрим», чтобы поправить положение с техническим флотом, предлагают даже строить более дешевые несамоходные зем-снаряды без постоянного проживания экипажа на них, размещать людей на дебаркадерах или головных понтонах пульпопровода. По информации технического директора НПО Сергея Штина, на заводе гидромеханизации «Гольфстрима» (г. Александров Владимирской области) строят в год до восьми современных российских несамоходных землесосов и специального оборудования (грунтовых насосов, фрез, элементов пульпопровода и др.) для горнодобывающей отрасли. Эти землесосы оснащаются исключительно отечественным оборудованием, что позволяет существенно снизить их стоимость. Заместитель руководителя Росморречфлота Олег Шахмарданов поддерживает идею более широкого использования несамоходных землесосов, отмечая, что наличие жилой надстройки на работающих зем-снарядах при современных санитарных нормах по вибрации и шуму приведет к значительному удорожанию самого объекта. Кстати, в вопросе модернизации флота он придерживается следующего принципа: сейчас в принятии технических решений нужно ориентироваться на ограниченность средств, выделяемых на строительство дноуглубительного флота. На ОАО «Завод «Нижегородский теплоход» завершается достройка землесоса для Росморречфлота. Проект судна, разработанный в 80-е годы, пришлось переделывать, модернизировать. Этот новострой с нетерпением ждут путейцы к началу навигации. Может быть, спуск земснаряда, который намечен на весну, станет поворотной точкой в судьбе технического флота страны. Источник: http://www.vnpinfo.ru