Новости - Судоходство и бизнес



03.03.2010 - Минтранс не оставляет мечты на перевод всего экспорта в отечественные порты

С 2010 года началась реализация новой Федеральной целевой программы в области морского транспорта, согласно которой в ближайшие шесть лет в портовую инфраструктуру должно быть вложено 630 млрд руб.

Из этой суммы 180 млрд руб. должно быть получено из госбюджета, 450 млрд руб. – от частных инвесторов. «К 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в объёме более 770 млн тонн в год, в том числе создать резерв пропускной способности морских портов в 15%, что позволит переориентировать российские внешнеторговые грузы из портов сопредельных государств на российские порты», – рассказал Александр Давыденко на расширенном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта, которое прошло в конце февраля в Сочи. Общий размер госинвестиций, предусмотренных в ФЦП на строительство и реконструкцию подъездов к портам, в Речморпорте выяснить не удалось. Однако Александр Давыденко говорит, что в ней заложено развитие транспортных узлов в портах Мурманска, Калининграда, Усть-Луги, Новороссийска, Тамани, Ростова, в порту Оля, Восточном и Ванино. В ОАО «РЖД» считают, что эти планы упираются в ограниченную пропускную способность автомобильных и железнодорожных подходов к портам. По словам начальника отдела развития пропускных и перерабатывающих способностей Центральной дирекции управления движением РЖД, компания за счёт своей инвестпрограммы уже реализует два проекта по развитию железнодорожных подходов – к портам Усть-Луга (объём перевозок около 100 млн тонн) и Ванино (Совгавань). «Ежегодно компания в них вкладывает миллиарды рублей», – пояснил он. Но собственных средств РЖД не хватит на модернизацию подъездных путей ко всем портам, а бюджетных средств на увеличение пропускной способности железнодорожных подъездов к портам выделяется крайне мало, говорят в РЖД. Эксперты видят и другие причины, препятствующие реализации планов Минтранса. Директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов считает, что государству никогда не удастся довести долю обработки внешнеторговых грузов в российских портах до 100% из-за того, что для этого необходимо создать «закрытую плановую экономику и приказать грузоотправителям остаться здесь». Директор по развитию портала «Портньюс» Надежда Малышева менее категорична: «Если государство пойдёт на снижение железнодорожных тарифов в сторону российских портов, то грузопоток туда увеличится. Но пока Россия придерживается договорённостей с ЕС и выравнивает тарифы на перевозку в сторону портов и сухопутных погранпереходов». Справка «Гудка» Общий объём инвестиций в строительство и реконструкцию портовых мощностей за период реализации подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы (2002–2010 годы)» составил 443 млрд руб. ( 51 млрд руб. – из бюджета). В итоге доля российских портов в перевалке внешнеторговых грузов увеличилась за десять лет до 82%. Объём перевалки увеличился соответственно с менее 200 млн тонн до 496 млн в 2009 году. За это время с нуля были построены многофункциональный порт в Усть-Луге, нефтеналивные комплексы в Приморске, Высоцке и Козьмине. Источник: http://www.gudok.ru/