Новости - Судоходство и бизнес



21.01.2010 - Тарифная западня

Российские порты отчитались по грузообороту за 2009 год. Несмотря на общий постепенный рост и оптимистичные заявления экспертов, Калинин-градскому направлению грозит потеря клиентов и ухудшение операционных результатов, если тарифный вопрос на перевозку грузов по железной дороге через территорию Белоруссии и Литвы не будет урегулирован.

Грузооборот порта Калининграда за прошедший год снизился на 19,6%, до 12,4 млн тонн (в целом по портам России вырос почти на 10%). Сильнее всего сократился экспорт – на 25,5%, до 8,7 млн тонн, импорт упал на 19,1%, до 2,5 млн тонн. Рекордное снижение показали контейнеры – на 57,3%, до 94,5 тыс. TEU. Навалочных грузов стало меньше на 36,3% – 2,7 млн тонн, наливных почти на 8% – около 6,8 млн тонн. Калининградский морской рыбный порт (КМРП) сработал в 2009 году лучше других местных стивидоров, упав в грузообороте на 21%, до 2,5 млн тонн грузов. «Мы сохранили перевалку нефтепродуктов на прежнем уровне – около 2 млн тонн, а контейнеры снизились существенно из-за сократившегося импорта сборочных товаров, – рассказывает замдиректора по эксплуатации КМРП Николай Еселевич. – Свою негативную роль сыграли и дискриминационные железнодорожные тарифы в направлении Калининграда: грузоотправителям дешевле везти продукцию в Клайпедский порт, хотя разница всего в 170 км». Николай Еселевич добавил, что в этом году порт надеется сохранить грузооборот на уровне 2009 года. Больше половины грузооборота потеряло ОАО «Калининградский морской торговый порт» (КМТП), переработав в прошлом году 2,2 млн тонн грузов против 4,8 млн тонн в 2008 году. «Контейнерный грузопоток сократился более чем в три раза, мы потеряли поставки чугуна, часть металлов, однако сумели сохранить грузопоток только с Новолипецкого металлургического комбината», – сообщил первый заместитель гендиректора порта Владимир Лавренчук. По его мнению, неурегулированный тарифный вопрос остаётся виной снижения активности грузоотправителей в адрес Калининграда. «Литовская железная дорога была готова идти на компромиссы и предоставлять скидки на транзит грузов (по определённой номенклатуре грузов скидки были приняты и действуют до сегодняшнего дня). Однако литовские власти дорогу в данных мероприятиях не поддерживают, желая видеть эти грузы в Клайпеде. Но в итоге грузоотправитель идёт не в Клайпедский порт, а в ближайший российский, например в Усть-Лугу, как это произошло с чугуном, или в порты Прибалтики», – подытожил он. Но Минтранс России сохраняет оптимизм, ответив на письмо руководства КМТП, что «работа по урегулированию тарифного вопроса в адрес Калининграда продолжается», сообщили в порту, отметив, что собственные прогнозы далеко не утешительные. Как рассказал «Гудку» замдиректора по коммерческой работе грузовой дирекции Литовской железной дороги Томас Кершис, литовской стороне невыгодно устанавливать сквозной тариф на перевозку грузов, поскольку «мы не можем сравнивать стоимость перевозки на 1,5 тыс. км и 200 км – тариф на короткое расстояние всегда дороже». Он подчеркнул, что Литва договаривается о тарифах индивидуально с каждым клиентом и в то же время обсуждает их с белорусской стороной. Источник на Белорусской железной дороге сообщил, что здесь сохранили тарифы на прошлогоднем уровне и снижать их дальше экономически необоснованно – дополнительного грузопотока всё равно нет. Источник: http://www.gudok.ru