Новости - Судоходство и бизнес



13.10.2005 - "Гудок": Моря речникам не преграда

Создание во второй половине ХХ века в России судов смешанного плавания "река - море" дало значительный импульс к повышению эффективности грузовых перевозок и расширению сфер использования внутреннего водного транспорта. Их применение позволило обеспечить бесперевалочную доставку грузов из многих регионов европейской части страны в морские порты Европы, Азии, Африки. При этом значительно сократилось время транспортировки. Большой вклад в создание судов нового типа внесло нижегородское КБ "Вымпел", которое в нынешнем году отмечает 75-летие.

- Идея о бесперевалочных перевозках грузов появилась в послевоенные годы и принадлежит морскому инженеру Пустошкину, - рассказывает технический директор "Вымпела" кандидат технических наук Юрий Рабазо. - Впервые он предложил проект танкера достаточно большой грузоподъемности с осадкой, обеспечивающей прохождение Каспийского морского канала на линии доставки нефти из Баку в порты Волги. Построенная по проектам этого КБ серия мелкосидящих танкеров позволила ликвидировать Астраханское рейдовое пароходство, которое, по сути, осуществляло перевалку грузов с речных на морские суда, и обеспечила тем самым значительный народно-хозяйственный эффект. Позднее, по мере строительства гидроузлов на реках европейской части СССР и создания Единой глубоководной системы, суда смешанного плавания стали более востребованными. Был построен целый флот как нефтеналивных, так и сухогрузных. Среди наиболее значимых - сухогрузы типа "Сормовский", "Волго-Балт", "Иван Щепетов", танкеры "Волгонефть". Кроме обеспечения бесперевалочной доставки грузов из речных портов в морские, новые суда позволили значительно сократить время транспортировки. Значение создания судов совместного плавания трудно переоценить: на них без перевалки перевезены многие миллионы тонн грузов. Они стали востребованы не только на реках европейской части страны, но и на "голубых дорогах" Сибири и Дальнего Востока. Наиболее приспособленными к работе на сибирских реках оказались спроектированные в Нижнем Новгороде теплоходы типа "Якутск". Наличие таких судов во многом помогло Волжскому, Северо-Западному и другим пароходствам выстоять в 90-е годы, когда резко сократились объемы перевозок на внутренних водных путях. Сотни речных трудяг, переоборудованных в суда смешанного плавания, позволили пароходствам сохранить высококвалифицированные кадры. Нельзя не отметить и большой вклад Волжской государственной академии водного транспорта в подготовку судоводителей. Сейчас по заказу ОАО "Волга-флот" на заводе "Окская судоверфь" в городе Навашине и на судостроительном заводе в Зеленодольске строятся грузовые теплоходы типа "Русич". Успешно сотрудничают в создании судов смешанного плавания конструкторы и эксплуатационники. Они помогли оснастить новые суда самым современным оборудованием. По сравнению с первыми судами типа "Сормовский" дедвейт сухогрузных теплоходов "Русич" увеличен вдвое и превысил 5000 тонн. Они приспособлены к перевозке широкой номенклатуры грузов и отвечают всем требованиям международных конвенций по безопасности плавания и экологическим нормам. На них предусмотрены все условия для нормального труда и отдыха плавсостава. А главное, они вполне конкурентоспособны по сравнению с западными аналогами, а по ряду позиций превосходят их. К сожалению, провозную способность судов плавания "река - море" сдерживают условия эксплуатации, в первую очередь ограниченные глубины судового хода. Давно стоит вопрос об их увеличении на Кочетовском шлюзе Волго-Донского канала и на участке Волги в районе Городца. Расчеты показывают, что у судов смешанного плавания длиной 140 и шириной 16,5 метра увеличение осадки на полметра позволяет повысить грузоподъемность на тысячу тонн. Так что конструктивно она может достигнуть девяти тысяч тонн. Проектировщики готовы к созданию таких высокоэффективных судов, дело за путейцами. Сегодня по заказу Волжского пароходства выполнен проект сухогрузного теплохода неограниченного района плавания дедвейтом более семи тысяч тонн. Переоборудование по проектам нижегородского КБ "Вымпел" в танкеры сухогрузов типа "Волго-Дон" на определенном этапе решило задачу перевозки жидких грузов. Но пришло время подумать о новых проектах наливного флота. - Нашим творческим связям с Волжским пароходством больше полувека, - рассказывает Юрий Рабазо, - и это уже говорит о многом. Прежде всего надо вспомнить созданные в содружестве "Волго-Доны". Это уникальные речные сухогрузы, аналогов которым и сегодня во всем мире нет. Другим совместным проектом стали большегрузные составы. Метод толкания в отечественной практике впервые получил распространение на Волге, а первые буксиры-толкачи были спроектированы в КБ "Вымпел". Но это все в прошлом. Сегодня жизнь ставит новые задачи. Суда должны быть высокоэффективны. Конечно, многое закладывается при проектировании, но эффективность судна в значительной степени зависит от организации перевозок. Наличие грузовой базы, уменьшение простоев в портах, квалифицированные кадры - вот необходимые составляющие успешной работы. Каждое такое судно - сложнейшее инженерное сооружение, требующее грамотного обслуживания. Ужесточаются требования надзорных органов, международных конвенций. Но накопленный опыт проектирования судов смешанного плавания и их эксплуатации позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.