Новости - Судоходство и бизнес



07.12.2009 - Порт Усть Луга: уникальность и объективность

Вот уже 10 лет идет строительство и развитие уникального, универсального морского порта Усть-Луга в Ленинградской области. Его уникальность заключается в характеристиках, внимании, которое уделяется во множестве СМИ его строительству и развитию, а также четкому контролю за всеми происходящими здесь процессами со стороны Правительства РФ и лично Премьер-министра В.В.Путина.

На проведенной 14 мая 2008 года пресс-конференции он заявил, что «В развитие инфраструктуры порта Усть-Луга до 2015 года будет вложено 300 миллиардов рублей государственных средств и 350 миллиардов рублей частных инвестиций». «На развитие инфраструктуры, имея в виду железную дорогу, автомобильную и дноуглубление, предусмотрены около 300 миллиардов рублей - это фактически государственные вложения. Что касается социальной инфраструктуры, здесь поселок, может быть, будет строиться, такой большой, городского типа, нужно будет строить терминалы, это будут в значительной степени частные вложения в объеме 300-350 миллиардов рублей», - сказал Путин. Строительство порта началось в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 728-р «О строительстве транспортно-технологических портовых комплексов в финском заливе». Согласно пункту 4 Минтрансу России, Госкомимуществу России совместно с администрацией Ленинградской области и мэрией Санкт - Петербурга была поставлена задача на конкурентной основе провести необходимую работу по выбору подрядчиков, а также рассмотреть вопрос создания акционерных обществ для обеспечения строительства. Заказчиком-застройщиком порта является ОАО «компания Усть-Луга», которая была создана в 1992 г. На сегодняшний день компания непосредственно владеет многопрофильным перегрузочным комплексом порта «Юг-2». Компания выступает в качестве координатора партнерства предприятий участвующих в строительстве порта.. Государство имеет блокирующий пакет акций компании: 25% плюс 1 акция. «Компания Усть Луга» не в чистом виде государственное предприятие. Это Открытое Акционерное Общество с государственным и частным капиталом. На вопросы ИАИ Морской Бюллетень-Совфрахт отвечает Татьяна Ивановна Паук, пресс секретарь ОАО «Компания Усть-Луга». Татьяна Ивановна, какова на сегодняшний день общая стоимость строительства порта до 2015 года? На данный момент невозможно дать точную цифру. Порт растет, развивается. Приходят новые инвесторы, старые пересматривают свои возможности и потребности, как правило, в сторону увеличения объемом грузооборота. Можно сказать, сколько инвестировано в строительство порта на сегодняшний день – порядка 70 млрд. руб. Назовите, пожалуйста, дату окончательной сдачи порта в эксплуатацию? Вопрос не совсем корректный. Как я уже сказала, порт - это живой организм, он постоянно развивается. Тем более у нашего порта есть такое уникальное преимущество, как свободные территории на юге и севере. Это значит, у порта есть реальные возможности для появления новых терминалов, портовых объектов. Каковы дальнейшие планы компании по развитию на 2010 год? В планы на 2010 год входят дальнейшее развитие МПК «Юг-2», освоение северных территорий порта, развитие проекта складского логистического центра, дальнейшее развитие внутрипортовой инфраструктуры. В планах и работа над концепцией комплексного развития территорий, прилегающих к порту. Отразился ли мировой экономический спад на строительстве и развитии порта? Судя по цифрам – на первый взгляд, нет. Грузооборот порта увеличился на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но, если бы не кризис, этот показатель вырос бы как минимум вдвое. На год отложена сдача контейнерного терминала. Комплекс нефтеналивных грузов будет запущен в эксплуатацию в следующем году, а не в конце этого, как планировалось. Наш Многопрофильный перегрузочный комплекс работает совсем не такими объемами, на которые мы рассчитывали до кризиса. В состав порта входят 8 комплексов. Это многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», угольный терминал, универсальный перегрузочный комплекс, серный терминал, паромная переправа, лесной терминал «фактор», контейнерный терминал и нефтеналивные терминалы. МПК «Юг-2» был сдан в эксплуатацию 6 июня 2008 года. Это был первый пусковой комплекс. Среди всех вышеперечисленных терминалов, наиболее уникальные - серный терминал и паромная переправа. Значимость первого объясняется тем, что перевалка комовой серы в ближайших портах этого региона: Ленинградская область, Прибалтийские страны, Калининградская область не осуществляется в таких масштабах, ведь основное направление для этого сектора - Юг России. Изначально планировалось, что терминал будет работать лишь с минеральными удобрениями. Паромная переправа - это, в первую очередь, стратегический объект. Пресс центр ФГУП «Росморпорт», который управляет автомобильно-железнодорожным паромным комплексом в Усть-Луге, предоставил свои комментарии, указывающие на его стратегическую значимость. Дело в том, что для повышения экономической эффективности внешней торговли за счет снижения транспортной составляющей в цене товара особенно актуальным является наращивание конкурентоспособных мощностей российских портов на Балтике. После расширения границ Евросоюза Калининградская область могла оказаться без транспортных коридоров, по которым проходят главные автомобильные, железнодорожные и пассажирские потоки, связывающие область с основной территорией страны. В 2002 году Президент РФ и Правительство Российской Федерации поставили задачу – организовать регулярное паромное сообщение с российским анклавом. Для налаживания устойчивых связей с самым западным регионом страны в Лужской губе Финского залива построен Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс (АЖПК) и организована автомобильно грузопассажирская переправа Усть-Луга – Балтийск – порты Германии. Это проект федерального значения, одно из звеньев транспортного коридора «Запад – Восток». Возможности АЖПК позволяют обрабатывать и суда типа Ро-Ро, для которых предусмотрена автомобильная рампа с регулируемой высотой береговой аппарели. В сентябре 2006 года состоялось открытие каботажного направления Усть-Луга – Балтийск. Сегодня на линии курсирует паром «Балтийск». Судно берёт на борт более 100 железнодорожных вагонов российского стандарта с шириной колеи 1520 миллиметров или загружаемую накатным способом колесную и гусеничную технику, ролл-трейлеры, реф-контейнеры, прицепы, легковые автомобили. Паром «Балтийск» способен перевозить более 1 миллиона тонн грузов в год. Продолжение паромной линии до немецкого порта Засниц способствует повышению конкурентоспособности российской транспортной системы на Балтике, позволяет максимально восполнить дефицит мощностей для перевалки экспортно-импортных грузов и существенно сокращает время их доставки. Уменьшение транспортных расходов даст участникам внешнеэкономической деятельности больше возможностей для развития международных рыночных отношений. Международное направление Усть-Луга – Балтийск – порты Германии многократно усилит инвестиционную привлекательность РФ, даст возможность завозить грузы без дополнительных таможенных пошлин, помогая российским товаропроизводителям развивать отечественную инфраструктуру. Помимо основных существующих на сегодняшний день в порте проектов, есть также и запланированные. Например, проект строительства на намывной территории терминала по перевалке сжиженного природного газа (СПГ), а также комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов с мощностью первой очереди 300-400 тыс твг. Его проектированием займется компания «СИБУР». Немного фактов: - Период ледовой проводки порта 40 дней - Глубина акватории порта 17 метров - Объем перевалки в порту за 2007-2008 гг- 7 млн. твг - Границы порта были согласованы лишь в мае 2009 года