Новости - Судоходство и бизнес



24.09.2009 - Флот пароходства пока на плаву

Кризис, повлекший за собой избыток тоннажа морских судов, коснулся и Литовского морского пароходства - единственной оставшейся в подчинении у государства судоходной компании. И хотя его флот не стоит на приколе из-за отсутствия работы, как суда немецких, испанских, норвежских и других судоходных компаний, доходы не покрывают расходов. Их едва хватает на уплату налогов, выплату банковских кредитов и на содержание самого флота.

«Убытки за первое полугодие составили более 10 миллионов литов. Однако на 1 сентября мы не имеем задолженности перед государством по налогам, внесли согласно графику деньги в погашение кредитов. Самое страшное, думаем, позади. Надеемся, что начинающееся оживление на рынке морских перевозок где-то к ноябрю-декабрю докатится и до нас», - проявляет осторожный оптимизм генеральный директор Литовского морского пароходства Витаутас Висмантас. Когда в ноябре прошлого года на две недели встал без работы теплоход «Вента», самое крупное судно в Литовском морском судовом регистре тоннажем почти 17 тыс., руководство компании приготовилось к самому худшему. Прорабатывался даже вариант завода части судов в Клайпедский или другой порт, тем более что в феврале этого года у половины флота пароходства заканчивались сроки тайм-чартерных договоров. Но 1 метр причала стоит в сутки 1,5 евро, то есть за 100-метровый теплоход ежедневно пришлось бы платить 150 евро плюс расходы на его жизнеобеспечение. Поэтому стали соглашаться на невыгодные фрахтовые ставки, которые опустились в три-пять раз по сравнению с докризисными. Но таким образом удалось обойтись без сокращения штатов и заработать на содержание флота. Например, та же «Вента» работает, что называется, «по нулям» - каков доход, таков и расход, а на выплату кредита по ее приобретению уже не хватает. Внести взносы по кредитам, взятым в старые добрые времена на обновление флота, помогла недавняя продажа теплохода «Альгирдас», эксплуатация которого стала неэффективной. «Одно время, когда убытки в первом квартале достигли 13 млн литов, я психологически уже готовил себя к отставке, - признался В.Висмантас. - Хотя все 7 лет своего существования компания работала прибыльно, прежние заслуги никто не считает. Однако в Министерстве сообщений пока что с пониманием относятся к нашим трудностям». Так же с пониманием встретили уменьшение заработков и моряки, и береговые работники. Зарплата им оставлена та же, но морякам на 10-12 % урезаны командировочные, последние перестали получать положенную доплату. Сам генеральный, технический и коммерческий директоры получают на 40 % меньше прежнего. По словам В.Висмантаса, пароходство берется за любую работу, какую предлагает рынок морских перевозок, несмотря даже на риск плавания в опасных районах. Сухогрузам «Ворута» и «Скалва» первым из судов пароходства довелось прошлой зимой следовать Аденским заливом, недавно через него проходил теплоход «Рагува». Страховка судна только за один проход доходит до 100 тыс. долларов, а за военное сопровождение одна английская компания запросила аж 29 тыс. фунтов стерлингов. Выручает Российский военно-морской флот, который бесплатно проводит морские караваны через Аден. Ждать, пока суда соберутся в караван, приходится довольно долго, но экипажам зато спокойнее. Источник: http://www.kurier.lt/