Новости - Судоходство и бизнес



02.09.2009 - Не дошли до океана

Рост грузопотока на Восток обернулся простоем поездов у портов Приморья. На Дальневосточной магистрали «брошено» 72 поезда.

С начала лета грузооборот на ДВЖД стал заметно увеличиваться. Как рассказали в службе перевозок дороги, в августе за счёт приёма транзитного вагонопотока, следующего с Запада в дальневосточные порты, объём перевозок по магистрали по сравнению с прошлогодним периодом вырос на 20%. «Сегодня магистраль имеет много грузовой работы, и в этом плане в отличие от западных дорог сети, несущих серьёзные потери из-за кризиса, мы находимся в более выигрышной ситуации: коллектив сохраним, капитал приумножим. Это бы преимущество качественно использовать, но мы вновь столкнулись с проблемой «брошенных» поездов – сегодня портовики не могут осилить возросшие объёмы перевозок, которые, кстати, у них согласованы с отправителем», – сетует руководитель службы перевозок ДВЖД Александр Караев. По его словам, на конец августа на дороге от движения было отставлено почти 4,5 тыс. вагонов. Наибольший объём простаивающих грузов – 15 составов с металлом – адресован Владивостокскому морскому торговому порту (ВМТП). Ещё в конце июля ВМТП перестал справляться с возросшими объёмами грузов. Как сообщил начальник станции Владивосток Игорь Козко, сказалось отсутствие необходимого числа докеров, сокращённых предприятием из-за кризиса, а также недостаток крановых мощностей – часть кранов была переброшена на остров Русский, где развёрнуто строительство объектов к предстоящему форуму АТЭС-2012 и куда активно начали поступать строительные грузы и техника. «Сегодня кадровая проблема портом решена. Однако идёт сверхнормативная погрузка на ВМТП с западных дорог. А порт работает на пределе», – отметил Игорь Козко. Со своей стороны, директор по производству ОАО «ВМТП» Сергей Лопунов заверил, что в порту оперативно обрабатываются вагоны, которые подаются на фронт выгрузки. «В целом за 30 дней августа при плане 7560 вагонов ВМТП обработал 8818 вагонов экспортных грузов. То есть порт справляется со сверхплановыми объёмами», – резюмировал он. Проблему с «брошенными» поездами менеджер видит в другом. «Из-за ремонтных работ на сети РЖД к августу возникли проблемы с уборкой из порта порожняка. При общем парке 1459 вагонов в наличии было 728 оформленных порожних вагона. Вагоны с грузом просто некуда было подавать», – заявил Сергей Лопунов. Ещё шесть поездов с металлом, но уже предназначенных для Находкинского морского торгового порта, ожидают выгрузки на станции Мыс Астафьева. Осложнена работа другой припортовой станции Находкинского узла – Крабовой, к которой примыкает нефтебаза ООО «Роснефть» – «Находканефтепродукт». На подходах к ней «брошены» 14 составов с наливными грузами. Из-за слабой выгрузки на нефтебазе, говорят в службе перевозок, на грани остановки находится нефтеперерабатывающий завод Комсомольска-на-Амуре, поскольку возврат отгруженных им цистерн, курсирующих по закольцованному маршруту, практически прекратился – они оказались в составе «брошенных» поездов. В адрес порта Посьет простаивают 11 поездов с углем. В августе портовики должны были ежесуточно обрабатывать 210 вагонов, но выгружали в среднем 190, максимум 200. Из-за невыполнения задания число «брошенных» вагонов назначением на Посьет достигло почти 500. Чтобы увеличились темпы выгрузки, на станциях Биробиджан, Вяземская, Бикин, Ружино и Спасск железнодорожники останавливают идущие в порты поезда и подбирают вагоны с грузами в той последовательности, которая минимизирует объём сортировочной работы. Для этой цели дорога выделила дополнительно семь маневровых локомотивов. Хотя, отмечают в управлении ДВЖД, такие операции замедляют продвижение грузопотока по магистрали, снижают оборот вагона, а также влекут дополнительные эксплуатационные расходы, но в данном случае это необходимый шаг. «Вместе с тем для разрешения проблемы нужна мобилизация усилий не только одной железной дороги. Порой приходится слышать от портовиков: мы выгружаем норматив, какие к нам претензии? Но если грузопоток вырос на 20%, я считаю, надо всем засучить рукава», – подчеркнул Александр Караев. В то же время, говорит он, в условиях роста грузоперевозок обостряется проблема технического перевооружения портов. «На дорогу поступают новые локомотивы 2ЭС5К «Ермак», поднимаются весовые нормы поездов. За счёт усиления участка Смоляниново – Находка мы с начала года стали пропускать составы массой до 6300 тонн с ЗСЖД до станции Мыс Астафьева. У портов же инфраструктура остаётся на прежнем уровне», – сказал замначальника ДВЖД. Как отметил на оперативном совещании первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, на ДВЖД сложилась сложная ситуация – на дороге находится 11320 гружёных вагонов, это +28% к нормативному количеству подвижного состава, который может находиться на дороге, +17% к нормативу наливных грузов. «Между тем план погрузки на сентябрь по магистрали составляет +28% к сентябрю прошлого года, и это вселяет тревогу», – уточнил он. Чтобы убедиться, что ДВЖД делает всё, чтобы разрешить непростую ситуацию, Вадим Морозов предложил направить на дорогу комиссию из представителей ЦФТО, департаментов финансов, управления перевозками, юридического, грузовой и коммерческой работы, «Желдорконтроля». Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин предложил разделить ответственность руководства дорог за «брошенные» поезда с руководителями центрального аппарата, которые обязаны были предвидеть резкий рост грузопотоков на восточном полигоне. По словам президента ОАО «РЖД», спрос должен быть и «за качество маркетингового, макроэкономического, тактического анализа». Владимир Якунин поручил первому вице-президенту принять соответствующие меры. Гудок