Новости - Судоходство и бизнес



02.09.2009 - Попались на удочку

Загнав законом рыбу в отечественные порты, чиновники не учли их пропускной способности

Претензии Росрыболовства и администрации Приморского края к РЖД и «Рефсервису» беспочвенны и не соответствуют действительности. Об этом заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на приёме у первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова. Ситуация, складывающаяся в дальневосточных портах, продолжает развиваться по критическому сценарию. Рекордные объёмы путины и закон, обязавший российских рыболовов везти улов в отечественные порты, обернулись затовариванием причальных холодильников. Суда также практически под завязку забиты продукцией, а единственный специализированный причал на Дальнем Востоке не справляется с перевалкой. Чиновники из Росрыболовства и администрация Приморья считают, что отчасти виноваты в происходящем железнодорожники. Якобы не могут предоставить в срок необходимое количество вагонов под вывоз рыбы, тем самым сдерживая его. Как доложил Виктору Зубкову Владимир Якунин, для «увеличения объёмов вывоза рыбы и сокращения сроков её доставки ОАО «РЖД» совместно с ОАО «Рефсервис» организовало отправку ускоренных изотермических поездов с Дальнего Востока в глубь страны. Эти поезда преодолевают расстояние от Владивостока до городов Сибири и Урала за 7 суток, что позволяет дополнительно использовать парк простаивающих вагонов-термосов. На 26 августа уже отправлено четыре ускоренных поезда: два – в Новосибирск и два – в Екатеринбург». При этом Владимир Якунин обратил внимание на то, что к ограничению вывоза рыбы привело фактически доминирующее положение ООО «ДальРыбПорт» (Владивосток) – единственного крупного рыбного порта на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что порт имеет большие холодильные мощности и причальные стенки, «он не в силах обеспечить погрузку подвижного состава в необходимом количестве – максимальная погрузка составляет всего 6 рефрижераторных секций в сутки. При этом не в полном объёме задействованы мощности порта Зарубино, где не используются складские ёмкости в объёме 3000 тонн», сообщил президент ОАО «РЖД». Недостатки в организации перевалки и хранении рыбы – фактор, который не позволяет транспортировать продукцию в нужном темпе в центр страны, подтверждает глава Ассоциации добытчиков минтая и вице-президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) Герман Зверев. По его словам, причальная стенка «ДальРыбПорта» действительно монополизирована, как и состыкованные с ней холодильники. Кроме того, в преддверии рекордной путины лососёвых порты увеличили расценки. Герман Зверев считает, что в сложившейся ситуации было бы целесообразно поручить ФАС разобраться с владельцами портов и холодильников. Не видит он особой вины РЖД и в затоваривании холодильников: подвижной состав продолжает подходить. Обвинения рыбаков в том, что они якобы придерживают улов в ожидании более выгодных цен на рынке, г-н Зверев также считает беспочвенными. Промысловикам деньги нужны сейчас, а держать продукцию попросту негде: совокупная ёмкость холодильников на Дальнем Востоке – 150 тыс. тонн, выловлено уже 480 тыс, а на подходе сайровая и сельдевая путины. По подсчётам эксперта, с начала большой путины в центр страны было перевезено железной дорогой 62 тыс. тонн рыбы. Если учесть, что суммарный вылов лососёвых достигнет 480 тыс. тонн (это 330–340 тыс. тонн чистой рыбопродукции), а на экспорт, как и в прошлом году, уйдёт около 170 тыс. тонн, в центр страны осталось перевезти 110 тыс. тонн. С вывозом рыбы имеющийся у железнодорожников подвижной состав справится. В итоге главными жертвами ситуации станут сами рыбаки: они не были готовы к тому, что придётся продавать горбушу так дёшево. Как отметил в минувший понедельник в ходе оперативного совещания у президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина генеральный директор ОАО «Рефсервис» Николай Аверков, в подвижном составе компании в настоящее время с Дальнего Востока перевозится 25% от общего объёма перевозок рыбы. Около 1/3 объёма приходится на рефконтейнеры. Оставшаяся доля – на других собственников изотермических вагонов. По его словам, с начала путины «Рефсервис» расконсервировал и ввёл в эксплуатацию дополнительно 60 рефсекций. Все заявки грузоотправителей на подачу подвижного состава под погрузку рыбы выполнены полностью и своевременно. Таким образом, проблема дефицита подвижного состава на Дальнем Востоке отсутствует. Вывоз рыбы обеспечивается в полном объёме. При этом Николай Аверков уточнил, что он имеет в виду только заявки, а не всю рыбу, что лежит на складах и находится на бортах судов. По его словам, нехватка специализированных перевалочных мощностей портового хозяйства на Дальнем Востоке является серьёзным сдерживающим фактором сглаживания пиков перевозок рыбы во время путины. Необходимо развивать новые холодильные мощности для накопления рыбной продукции, чтобы можно было вывозить её не в авральном режиме, а постепенно, в течение года. Это необходимо и для того, чтобы реализовать в полной мере постановление правительства о том, что с 1 января этого года улов из российской двухсотмильной экономической зоны в обязательном порядке доставлялся на таможенную территорию РФ. До этого рыбаки на законном основании могли, не заходя в родной порт, прямо из района лова отправлять рыбу на экспорт. Сейчас не могут – и везут её к российским берегам. Где и сталкиваются с проблемой хранения, переработки и транспортировки. Между тем получается, что самым подготовленным к суперпутине оказалось население страны. «Рыба ждёт» – слоган социальной рекламной кампании, проведённой Росрыболовством, дал гражданам уверенность, что рыбы будет много и она будет сказочно дёшева.