Новости - Судоходство и бизнес



28.08.2009 - Морские скитания

Две абсолютно разные, но драматические истории с российскими судами находились в центре внимания общественности и СМИ в течение последних дней и даже недель. Загадочная история исчезновения сухогруза Arctic Sea, а также арест теплоходов «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский» в Шанхае за долги

Две абсолютно разные, но драматические истории с российскими судами находились в центре внимания общественности и СМИ в течение последних дней и даже недель. Загадочная история исчезновения сухогруза Arctic Sea даже после его обнаружения и ареста захватчиков перестала быть менее загадочной. А о теплоходах «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский», арестованных в Шанхае за долги, почти год никто не вспоминал, пока моряки, изнемогая от жары и голода, не обратились к президенту РФ. Без НАТО не обошлось Сухогруз Arctic Sea пропал в конце июля. В бескрайних просторах Атлантики его вроде бы видели то там, то здесь. Но каждый раз это оказывалось недостоверной информацией. 16 августа недалеко от островного государства Кабо-Верде силами Минобороны РФ, в частности большого противолодочного корабля ВМФ РФ «Ладный», Arctic Sea был освобожден, как специально подчеркивается, без единого выстрела. Все 15 членов экипажа живы и здоровы, все восемь захватчиков арестованы. Первыми к расследованию приступили российские военные. Они заявили, что пираты требовали выкуп за освобождение судна и угрожали взорвать сухогруз в случае невыполнения их требований. Представители Минобороны сослались на показания членов экипажа, которые также утверждали, что захватчики были вооружены и избавились от оружия, когда с борта корабля «Ладный» поступила команда остановить судно. 20 августа двумя самолетами ВВС РФ в Москву были доставлены 11 членов экипажа и все восемь пиратов. На борту Arctic Sea остались четверо моряков, включая капитана, боцмана, бортмеханика. В настоящее время судно на буксире транспортируется в Новороссийск для продолжения следственных мероприятий. А задержанных Минобороны передало Следственному комитету при прокуратуре РФ. Выяснилось, что найти пропавший на две недели с экранов радаров сухогруз удалось благодаря системе морского мониторинга штаба вооруженных сил НАТО в Европе. Как прокомментировал радиостанции «Эхо Москвы» постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, с 12 августа российская сторона стала ежедневно получать координаты нахождения Arctic Sea и могла высчитывать маршрут судна, исходя из скорости его движения. Данные, которые предоставлялись НАТО, носили объективный, регулярный характер и помогали российской стороне перепроверять собственные источники информации. «С точки зрения такого рода кооперации и информационной подпитки, которую мы получали от НАТО, нам удалось с большой долей уверенности вывести точно на цель наш боевой корабль и успешно провести операцию по освобождению заложников», – добавил Рогозин. Связи нет А дальше начались загадочные вещи. Российский профсоюз моряков выступил с неожиданным заявлением о том, что родственники членов экипажа Arctic Sea с момента освобождения судна не имели никакого контакта со своими близкими. Причем ни с теми, кто вернулся в Москву, ни с теми, кто остался на борту судна. СКП в ответ заявил, что члены экипажа свободны в передвижении и могут позвонить родственникам, а их права не нарушаются. Тем не менее на связь они не выходили. И лишь 25 августа профсоюз моряков сообщил, что как минимум один из членов экипажа вышел на связь со своими родственниками и сообщил, что моряки с Arctic Sea вернутся в Архангельск к концу недели. Первому успокоить мать разрешили кадету Дмитрию Фазылову. Вскоре на связь вышли и другие члены экипажа. Они сообщили, что обеспечены всем необходимым и чувствуют себя удовлетворительно. Но все же номер, по которому с ними можно связаться, не дали. Одновременно отсутствовала связь с теми четырьмя моряками, которые остались на судне. Еще больше загадочности делу Arctic Sea придали последние заявления МИДа РФ и главы СКП Александра Бастрыкина. На Смоленской площади неожиданно заявили, что сухогруз никуда не терялся, а его перемещение постоянно отслеживалось компетентными органами. В то же время сам МИД отмечает, что в ситуации с судном остается много «серых зон», прояснить которые должно следствие. Например, исчезновению судна предшествовал загадочный инцидент, когда 24 июля на его борт у берегов Швеции в Балтийском море под видом сотрудников местной полиции поднялись неизвестные. Они связали экипаж и 12 часов обыскивали сухогруз, а затем покинули его, ничего не забрав. Странно, отмечает МИД, повел себя капитан сухогруза, который пытался выдать Arctic Sea за принадлежащее северокорейскому судовладельцу грузовое судно «Чендин-2». В то же время, по данным внешнеполитического ведомства, каких-либо подозрительных грузов на борту обнаружено не было. Александр Бастрыкин, со своей стороны, заявил «Российской газете», что Arctic Sea может быть арестован, и следствие не исключает вариантов, что на сухогрузе могли везти не только лес. Поэтому «придержали членов экипажа – тоже надо разобраться, не причастен ли кто к тем событиям». Однако он категорически опроверг сведения о том, что членам экипажа не разрешают связываться с родственниками. Назвав сухогруз «вещественным доказательством по делу», Бастрыкин заверил, что судно будет возвращено владельцу по окончании следственных действий. Что касается задержанных, то следствие долго не могло разобраться с их гражданством. По последним данным, среди пиратов двое граждан России, один гражданин Эстонии, один гражданин Латвии, три человека, не имеющих гражданства, и еще один человек, чье гражданство установить не удалось. Скорее всего четыре человека, по которым возникли вопросы с гражданством, – жители соседних балтийских государств, которые, как известно, выдают свои паспорта далеко не всем русским. А то, что все восемь задержанных – «лица славянской национальности», следует из их имен и фамилий. Задержанным выдвинуто обвинение по части 3 статьи 126 УК РФ «Похищение человека» и части 3 статьи 227 УК РФ «Пиратство». Басманный суд Москвы в пятницу санкционировал арест всех восьми подозреваемых в захвате Arctic Sea. При этом все они отрицают свою причастность к пиратству и похищению людей. Задержанные, по сообщению РИА Новости, утверждают, что попали в шторм и были вынуждены эвакуироваться на сухогруз. Другой подозреваемый заявил суду, что он является экологом и не собирался захватывать судно. В это время родственники жителей Эстонии, подозреваемых в пиратском нападении на Arctic Sea, утверждают, что они направлялись на заработки в Испанию и стали жертвой «политических игр». В настоящее время в Мосгорсуд уже поступили жалобы задержанных с просьбой отменить постановление Басманного суда. Тем не менее Государственная прокуратура Эстонии заявила, что двое из шести задержанных на Arctic Sea жителей Эстонии ранее отбывали уголовное наказание, остальные наказывались в административном порядке или имели статус подозреваемых. В частности, житель Таллина Евгений Миронов в 2005 году был осужден за непреднамеренное убийство на четыре года лишения свободы. За примерное поведение в тюрьме 26 февраля прошлого года он был досрочно освобожден. Кроме него, из шестерки жителей Эстонии ранее наказывался в судебном порядке за езду в пьяном виде Дмитрий Бартенев. Андрей Лунев имеет восемь административных наказаний за мелкие проступки. Шанхайские узники В это время в другой части света – в китайском порту Шанхай уже почти год за долги под арестом находятся теплоходы «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский». Экипажи двух судов на минувшей неделе обратились к президенту и генеральному прокурору России с просьбой помочь им вернуться на родину. Как сообщил Российский профсоюз моряков, обращение экипажей, судя по всему, попало по нужному адресу. 20 августа в профсоюз поступил звонок из Госдумы, депутаты заинтересовались ситуацией у берегов Шанхая и решили подключиться к решению проблемы. В телефонной беседе с представителями Госдумы председатель Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ Николай Суханов подробно рассказал о беде, в которую попали российские моряки – члены экипажей двух судов Арктического морского пароходства (АМП) «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский». Долги судовладельца перед китайскими верфями, которые производили ремонт теплоходов, а также невозможность оплатить портовые сборы привели к тому, что теплоходы «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский» (оба под российским флагом) оказались под арестом. Китайские власти требуют погасить задолженность, только после этого суда смогут выйти из порта. Денег у АМП нет. Заложниками нерасторопности судовладельца оказались моряки. Да и им он задолжал немало – зарплата не выплачивалась с апреля. На бортах нехватка всего необходимого, включая провизию, воду и топливо, рассказали в Российском профсоюзе моряков. Сразу после обращения моряков к президенту РФ на их счета поступили 350 тысяч рублей. Кроме того, на суда в достаточном количестве поступили продукты и топливо, а в Находке сейчас подбирают сменные экипажи. Репатриацию из Шанхая, как и положено, возьмет на себя судовладелец. В ситуацию, видимо, не без команды сверху, вмешался Минтранс РФ. Министерство в лице Росморречфлота установило связь с генеральным директором ОАО «Арктическое морское пароходство» (владелец судов), с капитаном судна «Профессор Воскресенский». Гендиректор сообщил, что денежные средства на содержание «Профессора Воскресенского» перечислены. По информации капитана судна, в 10.00 21 августа начата бункеровка топливом и пресной водой. «Василий Ян» также обеспечен трехнедельным запасом топлива, пресной воды и продуктов питания. По данным Минтранса, задолженность по зарплате членам экипажей двух задержанных судов составляет около 1,5 млн рублей. На судах находятся экипажи из 9 и 12 человек соответственно (все граждане России). Сейчас экипажи двух российских судов готовятся к возвращению на родину. Капитан «Профессора Воскресенского» Николай Костыгов рассказал Первому каналу: «Честно говоря, мы не ожидали, что наше обращение вызовет такой большой отклик в стране. Мы благодарим всех, кто нам помог. И самое главное, чтобы российские моряки не попадали больше в такую ситуацию». Но буквально в это же время в аналогичной ситуации оказались российские моряки во Вьетнаме. В дальневосточную организацию Российского профсоюза моряков поступило обращение с просьбой помочь в возвращении в РФ экипажам шести рыболовецких судов, брошенных судовладельцами в районе вьетнамского порта Хошимин. Около 60 моряков-дальневосточников несколько месяцев не могут вернуться на родину, они не получают зарплату, судовладельцы практически бросили их. Все суда работали под флагом Камбоджи. Источник: http://www.russianews.ru/newspaper