Новости - Судоходство и бизнес



20.07.2009 - Борьба с пиратством – большой фарс больших дядей

Борьба с сомалийским пиратством пошла по самому худшему из всех возможных сценарию и чем дальше, тем опасней становится не только для пиратов, но для тех кому она призвана помочь – для гражданских моряков.

У этой борьбы есть два направления – уничтожение корней пиратства, то есть наведение порядка в самой Сомали, и вытеснение пиратов с тех акваторий, где они находят свою добычу, то есть борьба с непосредственно пиратами. Что имеем? В самой Сомали порядка нет и не видно, каким-то чудом держится пока переходное правительство в Могадишу, явно не без помощи стран-спонсоров. То оружие подкинут, то видимо, надавят на Африканский Союз и что-то подкинут и ему, а он в ответ не дает боевикам Аль-Шабаб захватить в Могадишу последние удерживаемые правительством кварталы. Меня в настоящее время интересует не борьба за власть в Сомали, а борьба на море. Большой фарс Накопилось достаточно много данных, как открытых опубликованных в СМИ, так и неизвестных общественности, которые позволяют уверенно сказать – многие военные в Аденском заливе там и сям используют тактику «выжженной земли» или вернее будет сказать, «выжженного моря». То есть обнаруженных пиратов или подозреваемых в пиратстве без лишних слов и телодвижений просто-напросто расстреливают. Общественность, которую я, читая всякие блоги и форумы в интернете, давным-давно не считаю здоровой, радостно воскликнет – «правильно, круто, вали их всех»! Но любители крутизны не понимают, что такой вот вариант развития событий – молчаливые расстрелы подвернувшихся под руку пиратов или подозреваемых, это худшее, что только можно сделать. Уж если выжигать, так действительно выжигать – открыто и с соответствующим уведомлением, зачищать Аденский залив площадями, и чтобы в зачистке принимали участие все военные, которые там присутствуют. Чтобы страны столь же открыто сказали – да, другого выхода мы не видим и борьбу такими методами своим военным разрешаем, согласовав наши действия с действиями других. Тогда действительно, эта мера будет эффективной. Но скрытные расстрелы приводят только к одному, к озлоблению пиратов и росту насилия, по отношению естественно не к военным, а к гражданским морякам, как во время захватов судов, так и во время плена. От скрытых расстрелов пиратов меньше не становится – риск для них остается приемлимым, но понимая, что их стреляют как бешеных собак, они в свою очередь не видят смысла в излишнем милосердии по отношению к их добыче. И не надо забывать о главном – людской резерв сомалийского пиратства практически неисчерпаем, потому что он включает в себя население Сомали и не только уже Сомали, ведь среди захваченных пиратов встречаются граждане других стран региона. Пират стоит перед дилеммой – голодное нищенское существование или возможность, рискуя жизнью, быстро разбогатеть. Даже если риск будет высоким, он пойдет в море на охоту. Если же шансов вернуться живым и с добычей практически не будет, он предпочтет пасти коз или ловить рыбу. Но для этого надо не постреливать их втихую, а воевать с ними по-настоящему, с признанием высокой вероятности гибели при этом невиновных – рыбаков и торговцев, которых там пруд пруди. Я не призываю обьявить тотальную войну и крушить всех подряд – я просто хочу сказать, что надо быть честными, и если мы вроде как пытаемся бороться с пиратством цивилизованными методами, то надо их и придерживаться, а не расстреливать исподтишка. Потому что военный расстрелял пиратов, ему и горя мало, а гражданские потом хоронят своих, погибших от ответных пуль пиратов. Для чего военные в заливе находятся? Демонстрировать крутизну или обеспечивать безопасность тех, кто своими трудами военных кормит? Если они там для безопасности, то пусть исходя из этой первоочередной задачи они и действуют, а не стреляют в свое удовольствие. Но это только одна сторона фарса, называемого борьбой с пиратством в Аденском заливе. Другая сторона – непосредственное обеспечение безопасности следующих заливом судов. Как не раз уже писалось и говорилось, никакого единого руководства всеми военными в заливе нет и очевидно, никогда не будет. Присутствие военных в заливе превратилось в какое-то военно-морское шоу. Не послать туда военный корабль стране, у которой он есть, стало дурным тоном. Шлют все, кого хоть как-то это касается. С приказом защищать в первую очередь своих, а все прочее – как получится. Достаточно фактов и показаний, чтобы сказать – многие военные осуществляют защиту следующих заливом не своих судов на коммерческой основе. Как этот военно-морской рынок понимать? Каков вообще эффект от коммерциализированной военной операции? За каким чертом военным эффективно с пиратством бороться, если они с него наживаются? Лучшее оружие защиты – рогатка и железяка потяжелее Тактически охрана судоходства также не выдерживает критики. Я вот тут понасобирал данных от очевидцев, проходивших и проходящих заливом. Итак, судно готовится пройти заливом. Одного ряда колючей проволки нехватает – вешают что-то сложносочиненное в несколько слоев, впору принимать в штат компании специалистов-саперов. Сооружается схрон, как правило в машинном отделении или рядом с ним. Все заваривается и завинчивается. При угрозе нападения все уходят в схрон, остаются лишь двое-трое на мостике. Боковые иллюминаторы мостика закрываются щитами. На верхнем мостике сооружают нечто вроде бункера или блокпоста – то есть защищают его по периметру мешками с песком, чтобы оттуда чем-нибудь в пиратов кидаться. Особо опасливые делают ежи, утыканные гвоздями. Кто-то заранее готовит коктейли Молотова. Кто-то – рогатки. Как выяснилось, рогатка может стать грозным оружием, если она хорошо сделана, пристреляна и пуляют из нее не камешками, а гайками или специально отлитыми свинцовыми пульками. Кто-то делает запасы всяких железяк и прочих увесистых, удобных для бросания предметов, заранее складывая их в ящики на открытой верхней палубе. На палубу постоянно подается вода для смачивания бортов – все же пиратам потруднее взобраться. Это средневековье или того глубже, эпоха первых войн между первыми племенами, происходит не в пещерах диких гор, а на современнейших судах, набитых всей мыслимой электроникой. А рядом военные корабли, способные одним залпом стереть с лица земли всю Сомали, или сверхточной ракетой накрыть в другом полушарии мотоцикл с коляской, в которой сидит злобный бородатый террорист. Не просто в мотоцикл попасть или рядом, а ляпнуть ему, гадюке, по черепу. Даже и заряда не надо. Достаточно набитой электроникой болванки. А гражданские наши моряки, при всех этих космических технологиях, кидают в пиратов чем придется и кроют их матами, когда ничего другого уже не остается. Мало того, направо и налево гражданским морякам говорят (в том числе и военные это говорят), что спасение от пиратов – в их моряков руках. Не хотите гнить по 2-3 и более месяца в пиратском плену, впроголодь, под страхом смерти, в постоянных унижении и насилии, в жаре, без воды и связи с близкими? Учитесь метко кидать гайки, болты и бутылки, овладевайте рогатками, придумывайте что-нибудь другое. 21-й век! Самоликвидирующиеся и самонаводящиеся ракеты и боеголовки, компьютеры, Google-Earth, спутники, стелсы на воде и в воздухе – а как приспичит, в дело идут рогатки и оружие пролетариата – железякой в лобешник. Поздравляю всех нас, мы далеко ушли. Может, наладить производство супер-рогаток с лазерными прицелами и самонаводящимися пульками? Со встроенными чипами? Или коктейлей Молотова с разделяющимися зарядами? Политики, стратеги и общественность в своем амплуа Но в борьбе с сомалийским пиратством пытливое наше мировое сообщество не стоит на месте и придумывает на головы пиратов все новые и новые напасти. Например, еще большее усиление борьбы и взаимодействия в этой борьбе. Или – создание международного трибунала. Или – создание дактилоскопической базы данных на всех уличенных в пиратстве. Пираты мрут просто от одного страха. Пиратам уже некуда деваться от борьбы с ними, кроме выхода в море и захвата очередного судна. Только там и спасение. Мировому сообществу так до сих пор и не пришло в голову очевиднейшее – организация контроля за состоянием уже попавших в плен, гуманитарной помощи им и пиратам. Доставки на борт захваченных судов воды, продовольствия, топлива и медикаментов. Проверки состояния экипажа. Оказания медпомощи и морякам, и пиратам. Постоянного уведомления родственников захваченных о положении дел вокруг захваченного судна и на самом судне. Мировое сообщество охотно выкладывает 850 миллионов евро в год на операцию Аталанта и кто его знает сколько еще на содержание в регионе кораблей других стран, но не может организовать вот такой вот мелочи. Ему это и в голову не приходит. Общественность тем временем требует или крутизны, или кар на головы ослепленных жадностью буржуев-судовладельцев. Забывая, чем она, общественность, этим судовладельцам обязана. А между прочим тем, что штаны Diesel стоят в магазине не вдвое-трое дороже, а столько сколько стоят, потому что перевозки морем – самые дешевые. Что в магазинах завались продуктов. В общем, без морских перевозок одна часть населения планеты вымрет с голода, а другая с голода. И потому задача военных (ну и этих, куда от них денешься, политиков) двоякая и равноважная – обеспечение безопасности торгового судоходства, то есть беспрепятственного следования различных товаров и сырья, и обеспечение безопасности моряков. Политики в очень дорогих костюмах, с удивительно гладкими рожами и лбами, привычно бубнят про усиление борьбы и про усиление взаимодействия, про необходимость создать комитеты, подкомитеты, рабочие группы и пакеты с дорожными картами, тру-ля-ля и бла-бла-бла. Стратеги роются в поисках корней и ищут чье-то злодейский умысел, чью-то невидимую руку. Строят конструкции чьих-то вселенских заговоров – то есть придумывают то, чего нет, но зато находят возможность засветить себя в средствах массовой информации, а ничего другого им и не надо. Все они вместе боятся взглянуть в глаза нехитрой рваной правде – стая голодных сомалийских бомжей делает что хочет, и с поразительным успехом воюет со всем человечеством. Сомалийское пиратство стало нашим зеркалом, отражением наших беспомощности и нежелания поступиться своими замшелыми принципами независимости, более напоминающими кодекс дворовой шпаны, чем разумное мироустройство разумных людей. И если бы мировое сообщество было озабочено интересами общего для них дела, то оно бы быстро поняло, что необходимо сделать. Что можно сделать? Прежде всего, наладить организацию гуманитарной службы – судно, на судне припасы, медикаменты, врач и группа охраны. Судно курсирует в водах Сомали и по договоренности со старейшинами племен оказывает помощь тем, кто в плену, контролирует состояние судов и экипажей, оповещая о том в первую очередь родственников. Заодно и контролируя ход переговоров, если надо – оказывая необходимое давление на страны флага или судовладельца. Судно необходимого для таких задач типа стоит в сутки несравнимо дешевле, чем фрегат, и оно в состоянии обеспечить гуманитарную помощь всем захваченным в плен. Наладить наконец, службу безопасного прохода Аденского залива гражданскими судами. То есть все военные действуют под единым командованием, конвои не нужны. На всем протяжении коридора безопасности достаточно проставить военные корабли так, чтобы любая точка коридора находилась в пределах 10-15-минутного прибытия вертолета. В восточной части залива и в Красном море поставить суда подходящего типа с организацией на них баз охранников - либо военных на службе, либо охранных агентств, укомплектованных отставниками – естественно, не омона или охраны магазинов, а настоящих спецов, в первую очередь бывшего спецназа ВМС. Каждое следующее заливом судно берет на борт вооруженную охрану в точке А, которая покидает это судно в точке Б. Главными проблемами охранников на сегодня остаются именно эти – точка подьема на борт, точка схода, и оружие. Для эффективной охраны судов охранниками с оружием необходимы плавучие постоянные базы, действующие в интересах всех, а не какой-то отдельно взятой страны или компании. Собственно пираты - ставить первоочередной задачей создание Международного трибунала, это извините, бредятина. Он нужен, но не применительно к сомалийским пиратам, а вообще, в принципе. Разово судить всяких разных международных преступников. В борьбе с сомалийским пиратством же этот трибунал не полезнее и не эффективнее проклятий с амвона. Кого судить будем, пол-населения Сомали группами по 5 и 10 человек? Как судим будем – как привыкли, месяцами? На сколько осуждать будем и за что – поди докажи, поди разберись, да и учтем, что многие если не большинство пиратов не осознают свою деятельность как преступную. Недаром они требуют, чтобы их называли солдатами. Где осужденных содержать будем? Если их эффективно в больших количествах ловить и судить, их ведь надо где-то и содержать на все время вынесенных судом сроков. В чем главная задача? Не в осуждении пойманных пиратов – уж слишком это сложно если не бессмысленно в принципе, а в изоляции или нейтрализации максимально большого их числа. Может, подумать о создании концентрационных лагерей? Желающие разместить у себя такие лагеря в Африке найдутся. Есть страны, где население само в эти лагеря побежит, ведь само собой разумеется, пиратов в лагерях надо будет кормить и вообще обеспечить им какой-то минимум для проживания. Поймали пирата или подозреваемого – и в лагерь его, сердешного. Пусть сидит без судов и следствий, предположим год. Если пираты будут знать, что их отловленных не в Голландию пошлют или не отпустят, отобрав оружие, а посадят в лагерь на год, это знаете ли, многих образумит. Но если изолировать их невозможно, то не отпускать пойманных пиратов, ограничившись конфискацией оружия (уж тем более не стрелять их, если только стрельба не является вынужденной), а доставлять на побережье Сомали, где-нибудь вдали от населенных пунктов, и высаживать там. Любишь кататься, люби и так далее. А пиратские плавсредства топить или конфисковывать. Сомалийское пиратство это массовое явление, стихийный процесс, в который вовлечена значительная часть населения. Накидывать на него рамки существующих законодательств и судебно-пенитенциарных систем, это попытка остановить носорога сеткой для ловли бабочек. И конечно, необходимо запретить лихие стрелялки и рейды, особенно военным некоторых стран – в первую очередь Индии и Франции. Индийские военные просто непрофессиональны, а французские опасно эгоистичны, они совершенно не думают, как и чем их операции аукнутся. Да и вообще – честно-то говоря – немного чести военным расстреливать безоружных против них пиратов. Тем более тайком. Можно как угодно относиться к сомалийским пиратам, особенно побывав у них в плену или наслушавшись и насмотревшись прошедших через плен, но надо набраться мужества и воли не отвечать ненужным тайным насилием – оно как мы уже видим, вызывает в ответ еще большее насилие, и обьекты этого ответа становятся не военные, а мирные гражданские моряки. Единственный способ побороть пиратов на море – сотрудничество на деле, а не на словах Вот вам и все, и вся безопасность в Аденском заливе. Но – не в Индийском океане. Там сложнее. Но тоже решаемо. Что требуется? Некий единый командный центр или комитет, организованный всеми без исключения заинтересованными странами, наделенный реальными полномочиями. Чтобы каждая страна, отправляя в комитет своего представителя, наказывала ему – забудь о нашей самости, гордости и интересах. У нас один интерес на всех – покончить с пиратством, действуя максимально эффективно. Вот исходя из этого интереса и действуй. Ну и что вы думаете, неужели я такой наивный, что верю в возможность столь тесного и дружеского сотрудничества? Конечно же нет, не верю. Но насколько мне известно, Украина например собирается создать нечто вроде гуманитарной службы – той, о которой я написал выше. Все свои идеи по этому поводу я властям Украины уже передал. Очень надеюсь, что такая служба будет создана. А там глядишь, сработает и еще что-нибудь. Скоро закончится сезон муссонов, и пираты повалят в Индийский океан, где суда коммерческого флота никем и никак не могут быть охраняемы (за исключением охранников на борту, если их наймут). Посмотрим, что принесет нам второе полугодие – сомалийское пиратство не стоит на месте, он развивается, растет и быстро эволюционирует во всем, от методов нападения и захвата до способов ведения переговоров и получения выкупа. Не стоят на месте и другие – не менее быстро, чем пиратство, растет и сопутствующая ему инфраструктура, и это значит все больше людей, организаций, компаний и даже стран охотно или волей-неволей, но становятся лично заинтересованными в сомалийском пиратстве. Даже как видим, военные. Войтенко Михаил 19 июля 2009