Новости - Судоходство и бизнес



07.07.2009 - Сводка по захваченным сомалийскими пиратами судам и экипажам на 05 июля (предыдущая сводка на 11 мая

Сводка составлена по моим данным и подсчетам, и конечно, возможны ошибки. Если у кого-то есть добавления или уточнения, с благодарностью приму.

В статистику не включены задержание или захват двух греческих рыболовных судов, двух египетских рыболовных судов и итальянского шельфового судна Buccaneer с баржами на буксире, так как случаи спорные и все-таки, к пиратству не имеют отношения. В период с 11 мая по 05 июля захвачено 1 судно. Освобождено за выкуп 4 судна и один экипаж без судна, итого в настоящее время в плену находится 11 судов и 1 яхта, плюс 1 судно без экипажа (НИС Indian Ocean Explorer). В пиратском плену 136 человек, но вряд ли эта цифра точная. Граждане России – 3 человека. 3 в составе экипажа контейнеровоза Hansa Stavanger - старший помощник и 2-й механик (С-Петербург), старший механик (Калининград). Граждане Украины – 26 человек. 2 на контейнеровозе Hansa Stavanger, 24 на балкере Ariana. Граждан стран Балтии вроде в плену на сегодня нет. Выкуп и время пребывания судов в плену – время нахождения в плену от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Время зависит от того, покрывают ли судовладельцы судно, следующее Аденским заливом и/или водами западной части Индийского океана, страхованием от пиратства, в том числе страхованием суммы возможного выкупа 2-3 миллиона долларов. Если судно имеет такую страховку, то судовладельцу нет особого смысла торговаться с пиратами за каждую тысячу долларов и держать судно в плену по 2 и более месяца, чтобы минимализировать свои убытки. Расходы несет страховщик, и 2 миллиона выкуп или 2.5 миллиона, судовладельцу уже без особой разницы, страдает страховая компания. Стоимость такого страхования (туда входят сумма вероятного выкупа, оплата услуг посредников и доставки выкупа пиратам, возможно – оплата убытков от простоя, медицинских расходов) на сегодня, насколько известно, составляет 20-40 тысяч долларов, страхование разовое на один проход или постоянное, где-то 20-30 тысяч за каждые 2 миллиона долларов – то есть если предусмотреть стоимость выкупа 2 миллиона плюс 2 миллиона издержек, страхование обойдется в 40-60 тысяч. Стандартный выкуп 2 – 2.5 миллиона, но в последнее время наблюдается разброс, от нескольких сот тысяч долларов до 3 с лишним миллионов. Рекорд по минимальному выкупу – сухогруз Sea Horse, всего 100000 долларов. Рекорд по максимальному выкупу пока держат Faina и бельгийский земснаряд Pompei – 3.2 миллиона долларов. Примечания – уровень насилия в последние месяцы явно вырос, при попытках захвата пираты стреляют, чтобы убить и плохо обращаются со многими экипажами захваченных судов, что можно обьяснить только одним – риск для пиратов стало намного выше, все чаще их либо задерживают, либо убивают не афишируя военные, патрулирующие Аденский залив. Пираты соответственно, стали намного легче относиться к жизням моряков и срывать на них свои злость и страх. Насилие как известно, порождает в ответ только насилие. По-прежнему тревожно положение контейнеровоза Hansa Stavanger. Лично для меня и моей оценки сомалийского пиратства захват контейнеровоза Hansa Stavanger стал таким же ключевым, поворотным, как захваты в прошлом году супертанкера Sirius Star и ро-ро Faina. Контейнеровоз Hansa Stavanger никак не вписывается в рамки «обычного» захвата. Морской бюллетень