Новости - Судоходство и бизнес



15.06.2009 - Кризис в контейнерном секторе, мнение Evergreen

Мировой финансовый кризис жесточайшим образом ударил прежде всего по линейным перевозкам, ставки упали до исторически самых низких отметок в рекордно короткое время, в считанные месяцы. Итоги 2008 года для линейных компаний оказались плачевными – резкое падение доходов, у некоторых компаний убытки.

Но итоги первого квартала оказались еще хуже. Мировая экономика начала понемногу восстанавливаться, появляется все больше признаков оживления промышленности и торговли. Но линейный сектор отреагирует на это восстановление позднее всех прочих секторов, так как он определяется спросом на товары, а он в свою очередь, определяется покупательской способностью населения, которая отстает в темпах и сроках роста от промышленного роста. Ситуация усугубляется разницей между спросом и предложением в контейнерных перевозках, обусловленной излишком судов. Возьмем для примера экономику США – налицо определенные позитивные индикаторы. По итогам апреля несколько снизилась безработица, цифры занятости лучше мартовских и лучше, чем ожидалось. По итогам 1-го квартала потребительский спрос, на долю которого приходится 70% экономической активности США, вырос на 2.2%, после двух кряду кварталов спада. Большую положительную роль играет и принятие правительством стимулирующего пакета мер, призванных оживить экономику. Все это в конечном счете должно привести к росту. По последним данным Alphaliner, в отстое на сегодня находится 1.31 миллиона TEU ячеистого флота, 10.3% - падение по сравнению с пиком отстоя в середине марта, 1.42 миллиона TEU или 11.3%. Рынок несколько улучшился, но владельцы и операторы не торопятся как видим, выводить суда из отстоя, что можно только приветствовать. Разница спроса-предложения, тем более в условиях продолжающегося кризиса, привела к тому, что многие владельцы либо задерживают сроки постройки новых судов, либо от них отказываются. По последнему прогнозу Deutsche Schiffsbank, более 10% существующего портфеля заказов будет аннулировано, главным образом за счет балкеров и контейнеровозов. По данным Alphaliner на октябрь 2008, в 2009-м году контейнерный флот должен был увеличиться на 15.3%, в 2010-м на 14.2%, в 2011-м на 10.8%. Однако по последним данным эти цифры сократились до 13% в этом году, 13.2% в 2010-м и 10.4% в 2011-м. Большую роль в балансировке спроса-предложения может сыграть и списание судов на слом, более 700 судов суммарной вместимостью 1.05 миллиона TEU было построено в период до 1989 года. За первые 4 месяца этого года на слом ушло 52 судна суммарной вместимостью 91000 TEU, прогнозируется, что в этом году будет списано судов суммарной вместимостью более 220000 TEU. Ведущие 22 линейные компании мира вывели в отстой в среднем 6.6% своего флота суммарной вместимостью 728000 TEU, при этом продолжается рост флота не-операторов в отстое по мере завершения чартеров. На долю линейных компаний в марте приходилось 8.3% флота в отстое (от всего мирового флота), на долю не-операторов всего 3%. Но в течении 2-х месяцев отстой линейных компаний сократился до 6.2%, тогда как не-операторов вырос до 4%. В целом можно сказать, что баланс прос-предложение оказался далеко не таким плохим, как ожидалось и предсказывалось. Не так плохи дела и в ставках – успешное повышение ставок на некоторых направлениях в апреле показало, что и тут все поправимо, если руководствоваться в первую очередь интересами прибылей, а не погоней за долей рынка. Наша компания приняла стратегию стабильного роста, и придерживается ее. Она состоит из двух важнейших составляющих – планирования и соблюдения уровня качества услуг. Предварительное планирование помогает бороться с переизбытком тоннажа и в конечном счете, обеспечивают повышение загруженности флота. Contributed by Evergreen Marine Corp