Новости - Судоходство и бизнес



03.06.2009 - Растут прибыли от пиратства – но не у пиратов

все больше становится людей, компаний и институтов, материально заинтересованных в пиратстве, их прибыли не просто больше, а намного больше, чем у пиратов Лондон стал столицей мирового морского страхования аж с 1688 года, когда кофейня легендарного Эдуарда Ллойда стала излюбленным местом страховщиков парусников, перевозящих рабов.

В настоящее время Лондон стал центром страхования от пиратства – а именно, выкупов захваченных судов. Страховщики в США, по данным брокерской конторы Aon, в этой сфере значительно отстают от англичан. В настоящее время стоимость страхования от выкупа в 3 миллиона долларов составляет 30000 долларов, каждые 3 миллиона стоят 30000 тысяч – то есть если владелец застрахует судно от выкупа до 6 миллионов, ему это обойдется в 60000 долларов. Это в 10 раз дороже, чем страхование такого рода в прошлом году. Нетрудно подсчитать, что при средних 22000 проходах судов Аденским заливом в год страховщики могут получить до 400 миллионов долларов доходов от пиратского страхования. В течении многих десятилетий риск от пиратства был пренебрежимо мал, хватало обычной страховки корпуса. В настоящее время риск от сомалийского пиратства приравнен к военному, а это означает удорожание страховки – или риск потерять куда больше, если поскупиться. Один брокер, представитель лидера такого страхования, на условиях анонимности заявил, что страховщик просит минимум 0.125% стоимости корпуса, максимум 0.2. Что это значит? Возьмем к примеру супертанкер Sirius Star, захваченный пиратами в прошлом году. При стоимости судна 85-90 миллионов долларов (без стоимости разумеется груза) страхование при следовании танкера Аденским заливом, разовое, обойдется в 180000 долларов. Это, признаем, немалые деньги и немалый доход для страховщиков. Да, соглашается Нейл Смит, один из главных управляющих Lloyd's Market Association, наши доходы возросли. Но не надо забывать, говорит он, и о наших рисках – мы многое теряем в случае захвата судна или его повреждения от обстрела (хотя добавим, из того что имеем видно, что как раз риск повреждений минимален, все-таки пираты ракет и артиллерии пока не имеют). Смит говорит также, что стоимость страхования от риска пиратства – величина непостоянная, часто меняющаяся в зависимости от ситуации в заливе и близлежащих водах. Но что бы страховщики ни говорили, понятно, что пиратство стало для них источником неплохих прибылей. Пиратство само по себе бизнес, пусть преступный, и как всякий бизнес, оно обрасло сопутствующей быстро развивающейся инфраструктурой. Чем дальше в пиратский лес, тем больше число тех, кто в нем заинтересован. Законы человеческой природы, никуда не денешься. Вообще цифирки интересные – в прошлом году пираты получили по разным подсчетам, от 30 до 50 миллионов долларов выкупов (никакие не 120-150). В этом году ну пусть 50-70. А сколько получили и получат страховщики? А сколько получил и получит охранный бизнес? Сколько получат линейные компании за надбавку от пиратского риска (хотя этих грех винить, они и так в убыток работают, а доля стоимости морской перевозки в цене товара просто смешная)? Сколько получат акулы-юристы, огранизующие посреднические услуги при ведении переговоров? Или те компании или люди, которые берутся доставлять пиратам выкуп – огромные суммы наличностью? Говорят (точных данных нет), что стоимость доставки выкупа доходит до 500 тысяч долларов. При общей сумме выкупов в среднем 2 миллиона. Посреднические услуги также очень недешевы, доходит до миллиона долларов за конкретный случай. Посмотрим на охрану – есть частная охрана, есть охрана военными при проходе Аденским заливом. Стоимость частной охраны может равняться стоимости страхования от выкупа или превосходить ее, но может быть и значительно меньше, этот рынок достаточно скрытен и если анализируется, то только «своими» для себя. Военные бесплатно охраняют суда своей страны, но уже слишком много свидетельств тому, что чужаков они охраняют платно, причем по расценкам куда большим, чем страхование – докатывает до 40-50 тысяч долларов, а может и больше кто знает. Этому способствует (прямо сказать – толкает) полнейшее отсутствие какого-то общего руководства всеми военными в Аденском заливе со стороны мирового сообщества, установления единых для всех правил. Не остались в стороне и другие официальные государственные и над-государственные структуры, вспомним требование Интерпола создать целый отдел для борьбы с сомалийским пиратством. Как видим, все больше становится людей, компаний и институтов, материально заинтересованных в пиратстве, их прибыли не просто больше, а намного больше, чем у пиратов. И вряд ли это облегчит борьбу с пиратами – вольно или невольно, но зарабатывающие на пиратстве не проявят энтузиазма, когда дело коснется реальной борьбы с ним, его реального искоренения. Войтенко М.