Новости - Судоходство и бизнес



22.05.2009 - Кто нам виноват кроме нас самих?

Анжелика Франго, СЕО известной Navios Maritime, считает, что во многом в своих сегодняшних бедах и трудностях виновны сами судовладельцы. Свое мнение она высказала на Конференции Ллойда Lloyd’s Shipping Economist Greek Shipping & Ship Finance Conference, прошедшей недавно в Афинах.

Суть в том, что судовладельцы слабо чувствуют свою общность и общие для всех риски – в период бурного роста они подсели на иглу расширения своих флотов и массово принялись заказывать новые суда, не желая отдавать себе отчет в последствиях и очень плохо (если вообще) оценивая будущие риски. Причем контрактами на новострои немедленно начали торговать, исходя из оценки стоимости судов при существующих очень высоких (иногда исторически высоких) ставках, частенько не утруждая себя будущей грузовой базой будущих судов, то есть не ограничивая торгуемые контракты и их стоимость оценкой будущих чартеров на эти суда. Отрасль очень быстро, в условиях бурного роста и сверхприбылей, забыла, сколь рискованным является судоходства, как быстро ситуация может измениться к худшему. Да конечно, судоходство очень рискованный бизнес, проще сказать – риск в судоходстве, это его и хлеб, и масло, однако есть риски оправданные, осмысленные и просчитанные, а есть «на авось». Судоходство как известно, очень инвестоемкая отрасль, а втакой отрасли основа основ – сохранение правильных пропорций долгов и капитала. Различных схем финансовой политики судовладельца много, нельзя выделить и принять за главную какую-то одну, но можно назвать основополагающий принцип – здравый смысл, осторожность, ожидание на рынке худшего, а не лучшего. Иными словами, надо расчитать так, чтобы падение BDI на 90% от сегодняшнего не разорило компанию. Чтобы были прикрыты все тылы и были достаточные резервы. Leverage – доля заемного капитала, в моменты наивысшего роста фрахтового рынка должна быть на уровне 35%, но никак не 85%. Всегда необходимо придерживаться здравого смысла и скептицизма при принятии решений – говорит госпожа Франго, - уверена, что сегодняшние проблемы во многом вызваны нами самими, нарушением какой-то неписаной этики сообщстве судовладельцев, приведшим к перизбытку заказов и недостаку финансов. Компания Navios индексируется на Нью-Йоркской бирже, и одна из немногих имеет в своем штате комитет по кредитам, отслеживающий кредитные риски чартеров, в своих действиях компания опирается на коллективные суждения этого комитета, а не механистический подход к оценкам риска путем нескольких математических формул. Одна из мер компании по гарантиям прибылей – оценка фрахтователей и их надежности. Navios полагает, что на балкерном рынке есть все предпосылки для «взвешенного оптимизма» в отношении будущего. Это и продолжающаяся глобальная урбанизация, и принятие рядом ключевых для балкерного сектора стран стимулирующих экономических пакетов. Есть положительные знаки и с так сказать, другой стороны – финансовые рынки и банки стали куда более осторожными в кредитовании, что дает надежду на стабилизацию баланса спрос-предложение тоннажа, так как можно ожидать, что многие заказанные в строительство суда не будут все-таки построены. По материалам Lloyd’s List Frangou urges more mature risk approach Nigel Lowry, Athens - вторник 19 Май 2009