Новости - Судоходство и бизнес



26.05.2009 - Тяжеловесы и негабариты

Владельцы многоцелевых судов продолжают активно вкладываться в строительство новых судов, несмотря на мировой кризис. На конец 2008 года мировой портфель заказов насчитывал 873 судна суммарным двт 10.3 миллиона тонн, около 25% от действующего флота.

Хотя часть заказов аннулирована и отказов будет еще больше, большинство владельцев и операторов уверено, что рынок сможет поглотить новые обьемы, спроса на тоннаж будет достаточно. Загоняют ли себя многоцелевики в тот же угол, в который загнали себя линейщики и ро-ро? Судя по всему, вряд ли. Лидируют в строительстве и заказах такие компании, как Beluga, BBC Chartering, Clipper Projects и Rickmers-Linie, бурно растущие в последние годы вместе с ростом перевозок тяжеловесов, негабаритов и проектов. Особо благоприятными стали для них пять лет в период 2002-2007, когда было большое количество специальных грузов при острой нехватке специализированного тоннажа. По мере роста рынка, уже в нем работающие стремительно расширялись, а другие старались войти в этот сегмент. Достаточно быстро нехватка тоннажа всополнилась и грозит перейти в переизбыток, хотя никто не ожидает, что он будет столь большим, как в линейном секторе, где не исключено, до 20% флота окажутся лишними на протяжении нескольких лет. По данным Drewry Shipping Consultants, если количество заказов в каком-либо секторе меньше количества судов возрастом 25 лет и старше, переизбытка тоннажа опасаться не приходится. С этой стороны у многоцелевиков все в порядке, 38% флота сектора имеют возраст 25 лет и более, 13% старше 30 лет, а всего в секторе насчитывается 3991 судов суммарным двт 38.7 миллиона тонн, на конец 2008 года. Для сравнения в линейном секторе в портфеле заказов около 50% от действующего флота и всего 5% этого флота старше 25 лет. Портфель заказов многоцелевиков сравнительно равномерно раскидан по всей шкале тоннажа за исключением судов двт от 25000 и выше – вот там-то ситуация тревожная, в заказе более 90% от действующего флота, причем этот сегмент самый молодой. В других сегментах в портфеле заказов многоцелевиков где-то 15-23% от действующего флота, разительное отличие от сегмента 25000 двт и выше. Обычное дело, считают в Drewry Shipping Consultants – когда судоходство находится в цикле подьема, отдают предпочтение крупнотоннажным судам, как наиболее эффективным и выгодным, как только наступает цикл спада, выгодными оказываются малотоннажные. Крупнотоннажные суда – самые рискованные. Если говорить о возможных проблемах, нельзя забывать и еще об одной – новые многоцелевики резко отличаются от привычных традиционных, обычных по сути сухогрузов. Новые суда куда более приспособлены для перевозки тяжеловесов и негабаритов, таких как турбины или ветряные генераторы, чем обычные старички, и пусть суда идут на слом – все равно эффективность, производительность сектора растет слишком быстро. May 20, 2009 Break Bulk