Новости - Судоходство и бизнес



14.05.2009 - Зайцы на судах: анализ проблемы и инструкции капитану, экипажу и судовладельцу

С 2000 года клуб страховщиков Standard Club имел дело с 982 исками, связанными с зайцами. По искам проходили 2051 зайцев, общая сумма исков составила 9.2 миллиона долларов. Зайцы становятся очень серьезной проблемой после обнаружения их уже на борту судна в рейсе, поэтому лучше всего, если их удастся обнаружить до отхода судна из порта, и для этого необходимо предпринимать все возможные меры.

Зайцы могут проникнуть на судно практически в любом порту мира, но есть наиболее опасные районы, это Африка, Карибы, Южная Америка. Некоторые страны могут стать опасными или очень опасными от зайцев из-за каких-то внутренних потрясений, войн, природных катастроф, засух и голода и т.п., поэтому судовладельцу и капитану необходимо быть в курсе возможных рисков. Лучше всего конечно, обнаружить зайца в порту, где он проник на борт судна, и решить проблему прямо там, связавшись с агентом, властями и клубом. При этом передача зайца властям может привести к задержанию выхода в рейс и даже к простою с существенными убытками. Конечно, в странах, где кодекс ОСПС в портах жестко соблюдается, вероятность проникновения постронних в порт существенно уменьшается, но все равно не исключается. Следует сосредоточить внимание на наружной охране – главное, предотвратить проникновение зайца на борт, то есть речь идет о внешней по периметру судна охране. В странах, где Кодекс ОСПС не соблюдается в должной мере, риск повышается, это прежде всего страны Северной, Южной, Восточной и Западной Африки, Карибского бассейна и некоторые южноамериканские. Задача предотвращения проникновения на борт зайцев серьезно усложняется, и решать ее приходится силами экипажа, для чего необходимо провести ряд мер, от обучения и инструктажа до разработки комплекса мер. Наиболее опасными от зайцев на сегодня являются страны Северной, Южной, Восточной и Западной Африки, Карибского бассейна, Колумбия, Чили, Эквадор, Перу, порты Красного моря (Джибути, Йемен, порт Судан), порты Восточной Африки Момбаса и Дар эс Салам. Практика показывает, что большинство зайцев все-таки проникает на борт судна, и их находят уже в море. Почти 50% зайцев являются выходцами из стран Западной Африки. Во всех портах Западной Африки следует быть особенно бдительными и принимать все возможные меры, хотя вообще-то это можно отнести ко всем портам всей Африки, практически без исключения. Излюбленные порты зайев – Лагос Нигерия, Абиджан Берег Слоновой Кстои, Тема и Такоради Гана, Дуала Камерун, Конго, Конакри Гвинея, Дакар Сенегал, Луанда Ангола. В ЮАР это Дурбан, Ричардс Бэй и Порт Элизабет, причем зайцы в ЮАР гланвым образом выходцы из таких стран как Танзания, Мозамбик, Руанда и Зимбабве. Много зайцев, выходцев из стран Африки, в европейских портах Гавр и Зеебрюгге, они направляются главным образом в Англию или Скандинавию. В Карибском бассейне наиболее опасны от зайцев порты Колумбии и Венесуэлы, зайцы стремятся попасть на суда, следующие в США. Опансы от зайцев порты Бразилии, Чили, Эквадора и Перу. В Юго-Восточной Азии самыми опасными от зайцев считаются Читтагонг и Коломбо. Меры предосторожности - нельзя полагаться на службу безопасности порта; - следует провести инструктаж перед приходом в порт, особо проинструктировать вахту, которая должна докладывать о всем подозрительном, в частности о всех открытых/взломанных дверях и люках. Необходимо усилить вахту и производить не только регулярные, но и случайные обходы, можно ограничить палубные работы с тем, чтобы не затруднять обзор палуб и пространства; - капитан должен получить всею свежую информацию от агента судна; - необходимо закрыть и задраить все двери, люки и даже вентиляцию и дымовые трубы; - в надстройке должны быть открытой, рабочей, только одна дверь, охраняемая вахтой; - вахта должна тщательно контролировать прохождение на борт людей и проверять их удостоверения; - можно привлекать к охране судна местных вачманов, усиленных членами экипажа; - необходимо осуществлять постоянные обходы и осмтры всех судовых помещений; - необходимо обеспечить достаточное наружное освещение, в том числе (и особо) наружного борта при стоянке у причала. Поиск зайцев на судне - необходимо ввести поиск зайцев в список учебных общесудовых тревог; - поиск необходимо вести систематизировано, по списку судовых помещений и особо труднодоступных мест, разбитых на отдельные участки. Один из самых эффективных методов – разбиение судна на три, предположим, участка, и тщательный их досмотр группами во главе с комсоставом. Крайне важно предоставление достаточного для досмотра времени, по согласованию между судовладельцем, фрахтователем и капитаном; - капитан должен подтвердить факт удовлетворительной проверки судна с внесением записи в судовой журнал; - после выхода судна из порта с высокой степенью риска следует соблюдать режим закрытых дверей и ограничения доступа в различные судовые помещения по меньшей мере еще 24 часа; - следует устраивать регулярные обходы судна по меньшей мере в течении еще 48 часов по выходу, обращая особое внимание на контейнеры и закрытые труднодоступные помещения, экипажу следует сохранять бдительность. При обнаружении зайцев Необходимо обращаться с ними вежливо, но твердо. Не следует привлекать их к судовым работам, из-за различных причин – юридических, связанных со здоровьем и безопасностью. Что надо и что не надо делать капитану и экипажу Что надо делать - оповестить судовладельца, агента и страховщика; - обеспечить зайца(ев) продовольствием, водой и если необходимо – одеждой, подходящей по сезону; - держать зайцев в отдельном изолированном помещении или каюте, сухом, вентилируемом, со спальными принадлежностями и туалетом; - если помещения позволяют, разделить зайцев, разместив их в отдельных помещениях; - обращаться с ними хорошо и вежливо, если есть возможность, снабдить их материалами для чтения, успокоить их насчет их дальнейшей судьбы с тем, чтобы они не нервничали и не стали угрозой; - провести с ними инструктаж о поведении в случае аварии или оставления судна; - обыскать всех зайцев на предмет наличия при них оружия, наркотиков и каких-либо документов; - допросить их и по возможности выяснить: Имя и адрес Гражданство Дату и место рождения Какие-то контакты родственников, дату и место рождения родителей Данные документов, удостоверяющих их личность Способ проникновения на судно Общее состояние здоровья (если надо – сфотографировать их). Необходимо скрупулезно записывать, фиксировать отдельными документами и в судовом журнале, все, что связано с зайцами и их пребыванием на борту. Что нельзя делать - плохо обращаться с зайцами; - позволять членам экипажа сходиться с зайцами, дружить с ними; - входить в помещение с зайцами поодиночке – только парами; - допускать зайцев в какие-либо помещения судна без сопровождения; - давать им предметы и материалы, которые могут быть использованы как оружие, к таковым относятся и столовые приборы, их необходимо пересчитывать; - вносить их в судовую роль; - скрывать наличие на борту зайцев от иммиграционных властей – о них необходимо ставить в известность агента и власти, в случае нарушения судну и судовладельцу грозят очень серьезные наказания. Что надо делать судовладельцу - оповещать капитана о наиболее опасных регионах и портах; - обеспечить наличие у капитана и экипажа надлежащих инструкций и схем проверки судна; - обеспечить капитана необходимыми временем и людскими ресурсами для надежной проверки судна; - вовремя оповестить страховщиков. Действия капитана - оповестить агента и корреспондентов клуба P&I об обнаружении зайцев; - если он считает, что ему не предоставили необходимых информации и ресурсов, связаться с ответственным лицом на берегу Designated Person Ashore (DPA), так как зайцы могут быть существенной опасностью; - следовать инструкциям судовладельца применительно к данному случаю; - проинструктировать комсостав и экипаж о дальнейших действиях; - вести подробные записи всех дальнейших действий и событий. Заключение Скорее всего, в условиях мирового экономического кризиса ситуация будет только ухудшаться, особенно в странах третьего мира. Судовладельцам следует пересмотреть все существующие у них инструкции и меры по предотвращению проникновения зайцев на суда и обратить на эту проблему внимание плавсостава. Распределение обнаруженных зайцев по типам судов: