Новости - Судоходство и бизнес



06.03.2009 - Таможенник на борту - к несчастью

В катастрофическую ситуацию, сложившуюся в портах, пора вмешаться. Вопрос только - кому? Минтаевая путина на Дальнем Востоке вступила в самую активную фазу. Большинство компаний работающих на промысле, уже начали добывать икряной минтай. Однако, несмотря на хорошие уловы, руководители рыбодобывающих компаний озабочены не процессом добычи, а реализацией продукции, выпущенной судами.

Сегодня нужно признать, что заявленные государством сроки обязательного декларирования терпят полный крах. Если первый транспорт "Дарида" оформлялся несколько суток и по этому поводу был большой шум, то сегодня суда, приходящие из районов промысла, оформляются... по неделе - минимум! При этом все ответственные за "трехчасовое декларирование" лица делают вид, что ничего страшного не происходит. Почему рыбаки не поднимают шум, догадаться не сложно. Сегодня все крупные компании не будут делать резких заявлений. Как признаются сами руководители компаний, лучше промолчать, чем придать огласке то, что происходит при оформлении судов с рыбопродукцией на экспорт. Вдруг кто-то из чиновников будет рассматривать это как саботаж. Однако на условиях анонимности бизнесмены рассказали о самых болевых точках "декларирования". Оказывается, формально в постановлении правительства не сказано, от какого момента идет 3-часовой отсчет. Здравый смысл подсказывает, что начало отсчета должно идти от момента захода судна в порт, либо его постановки к причалу. Однако сотрудники таможни считают, что 3 часа должно пройти с момента оформления грузовой таможенной декларации (ГТД). Грузовая таможенная декларация - документ, на основе которого и выпускается груз. Чтобы ее получить, компания должна предоставить кучу документов, на сбор которых может уйти довольно значительное время. "Получается так, что при обращении к таможенникам они вначале требуют копии контрактов, затем могут потребовать оригиналы, а потом заявить, что требуются как оригиналы, так и копии", - говорят наши источники. Есть еще один нюанс в действиях таможенников, который рыбаки не могут понять. Начать оформление судна можно за 24 часа до его подхода, при условии, что на его борту продукция морского промысла. Эта возможность оговорена в приказе ФТС РФ №578 от 14.05.2008. Если рассматривать вариант, что транспортное судно при перегрузе рыбопродукции имеет "закрытую" границу, то получается, что это импорт. Но при обращении в таможенную службу заранее специалисты таможни не признают это импортом, так как, согласно ст.130 Таможенного кодекса, предварительное декларирование предусматривается только в отношении иностранных товаров. Зато при уплате таможенных сборов данная продукция признается импортом. Это также влечет за собой двойное оформление. Ведь если бы за продукцией морского промысла российских судов признали статус "Товар российского происхождения", то и оформление её происходило бы по упрощенной схеме. Кстати, о таможенных платежах стоит сказать особо. Без учета пошлин таможенное оформление встает рыбакам в 2,5 руб. за кг. Цифра вроде небольшая, но ведь на экспорт только минтая должно уйти около 400 тыс. тонн. Получается, что компании будут платить только за оформление не один миллион долларов. Воевать с таможней себе дороже. У них, по словам рыбаков, существует масса каких-то приказов и нормативных актов, которые порой противоречат друг другу. Поэтому даже если оформляющее лицо будет показывать таможеннику профильный кодекс и ссылаться на него, таможенник всегда может сослаться на свой "внутренний документ" или на какое-нибудь постановление. На скорость оформления влияет еще тот факт, что сотрудники таможенной службы, оформляющие рыбопродукцию, ранее занимались оформлением других грузов (автомобилей, леса). К тому же в самой таможне идет антикоррупционная программа, вследствие которой многие сотрудники не очень охотно подписывают какие-либо документы. Оформление ГТД имеет еще один негатив. Каждая декларация оформляется на отдельную партию товара. К примеру, минтай неразделанный, минтай разделанный, головы минтая, тушка минтая, икра минтая, рыбная мука. И каждая ГТД оформляется при условии, что будет указан каждый покупатель. То есть если у компании 20 покупателей, то ему придется оформлять не менее 20 таможенных деклараций. Таможенные брокеры уже подумывают о том, что целесообразно при таком положении вещей продать рыбу одной агентской компании, которую рыбодобывающая компания сама же и может при желании создать. В таком варианте оформление ГТД будет проще, только на самом деле прозрачности, которой добивается государство, не будет. А вот масса дочерних оффшорных компаний, созданных для упрощения вывоза, появится обязательно. Что касается икры минтая, которая придет в порты через несколько недель, то ситуация вообще плачевная. Икра реализуется на аукционах, и поэтому в контракте ее стоимость не может быть отражена. А без стоимости в контракте невозможно оформить паспорт сделки, который также требуется при оформлении в таможенной службе. А вы говорите, три часа на оформление... Виталий Морозов"Золотой Рог", №15 2009г.