Новости - Судоходство и бизнес



02.03.2009 - т/х New Star как кульминация того, что происходит в российских портах

Интерес к потоплению т/х New Star не ослабевает. Как и следовало ожидать, общественность разделилась на два неприпиримых лагеря. Один бьется в экстазе очередной победы и демонстрации крутизны, другой пытается объяснить, что удар был не по судну – по стране, по самим себе, и что дикий этот случай по сути, стал кульминацией общей дикости.

К празднующим победу я не обращаюсь – это и бесполезно, и бессмысленно, ведь как правило, торжествуют те, кто не имеет отношения к флоту и портам. Или если имеют, то с другой стороны, стороны властей. Потихоньку-полегоньку, но всплывает все больше фактов, на основе которых можно нарисовать следующую картину. Судно пришло в Находку и часть груза оказалась подмоченной. Грузополучатель обратился в Арбитражный суд Приморья с иском и требованием наложить на судно арест. Если бы он действовал обычным порядком через международный суд, то без сомнения, высудил бы положенную ему компенсацию ущерба, но на это ушли бы месяцы. Если бы судно арестовали по соответствующему постановлению приморского суда, компенсацию он бы получил намного раньше и не исключено, более весомую. Но санкции на арест не дали. После чего судно пару дней не выпускали – «возникли проблемы с оформлением отхода». Очень они вовремя и удобно они появились, эти проблемы. Далее начинается самое интересное, на мой взгляд. Почему судовладелец потребовал от капитана противозаконного бегства без надлежащего оформления? Судно-то чистое, арестовывать его не собираются! Пусть еще бы простояло пару суток, но ушло в соответсвии с законами. Почему? Да потому, что гонконгский (читай – региональные судовладельцы) судовладелец ожидал чего-нибудь еще, других пакостей. Потому что суд одно, а действительность в российских портах это другое. Приказ судовладельца капитану нарушить закон и уйти без соответствующего оформления, это не показатель безответственности или жадности судовладельца, это показатель доверия к российским портам, вот что самое страшное. Уровень Африки или ниже. Что захотят, то и сотворят. Вот что думают о российских портах. Вот о чем надо беспокоиться, мне кажется. Дальше все понятно – российская сторона с треском проиграет это дело и заплатит кучу всяких компенсаций. По всем законам то, что было сделано, было грубейшим нарушением международных законов. Как минимум – действия пограничников не были адекватны нарушению. Если капитан виноват и за незаконное пересечение границы ему грозит тюремное заключение, то можно было потребовать его выдачи и суда. Почему если не могли высадить на борт судна партию для задержания, открыли огонь по судну, на котором находился совсем уж ни в чем не повинный экипаж? По какому праву и за какие правонарушения их жизни подвергли такому риску, закончившемуся гибелью половины экипажа? За все это придется ответить, и так как истцом выступает не никому неизвестная какая-нибудь крохотная страна, а большой китайский брат, ответить придется сполна. Корни этой дикости не в конкретных действиях конкретного пограничного корабля, а в действительности российских портов. В том, что закон что дышло. В том, что нет никакой ясности и уверенности – что ждет судно в российском порту, какие претензии, с какой стати и чем они вызваны, кто за ними стоит – действительные требования законов или чьи-то материальные интересы. В том, что если у перевозчика и грузополучателя возникнет конфликт, то не привлечет ли грузополучатель на свою сторону власти – не через суд, а личным порядком? А если привлечет, то какие именно? У нас ведь их много, и каждая может нагадить по-своему. У Дальнего Востока нет подержаных японских авто, нет леса, все больше проблем с рыбой (не потому что ее всю выловили, а потому что так угодно таможне). С марта у дальневосточных портов и судовладельцев отберут металлолом. И вот еще один подарок – чтобы те немногие, кто еще рискует идти в дв порты, трижды подумали, а лучше - отказались. Ну будь я враждебным вредителем, не смогу ничего больше придумать, разве что внезапный ракетно-ядерный удар. К богу взывать о помощи в наведении порядка в дв портах? Так ему мне кажется, уже самому любопытно. Вот сейчас готовим с СОРОСС совместную статью по ситуации с российским региональным судоходством. Как-то привлекать внимание, как-то пытаться решить уж самое вопиющее. Надо все-таки шевелиться и что-то делать, пусть временами и кажется, что шевелись не шевелись – бесполезно. Войтенко Михаил 27 февраля 2009