Новости - Судоходство и бизнес



18.03.2009 - Система линейных перевозок под угрозой развала и банкротств

Drewry Shipping Consultants опубликовала доклад Container Freight Rate Insight из которого следует, что падение ставок в 2008 году, особенно в период с ноября по декабрь включительно, сильно подорвало прибыльность линейных компаний. В целом за год по всем компаниям падение ставок «сьело» около 70 миллиардов долларов возможных прибылей, особенно заметно падение прибылей на направлении Азия – Европа.

Ставки на направлении Азия – США упали в период ноябрь – январь 2009 на 12.1% до 1681 доллара, в период январь 2008 – январь 2009 на 14.3%. А вот ставки на направлении Азия – Европа упали куда больше, на 42.2% в период ноябрь – январь до 1232 доллара и 68.7% в период январь 2008 – январь 2009. По результатам года ставки Гонконг – Западное побережье США FEU упали на 15% до 2090 долларов, на Восточное побережье на 17% до 3340 долларов. К середине февраля ставки Гонконг – Лос Анджелес упали до рекордно низких 1350 долларов FEU. В целом по всему линейному сектору ставки упали на почти 20% в период ноябрь – январь 2009 и на 30% за 2008-й год. Если исходить из цифр прошлого года и существующих ставок, то получается, что в этом году, перевезя 152 миллиона TEU, линейные компании недосчитаются 68 миллиардов долларов – соответственно, именно столько сэкономят грузовладельцы. Реальные цифры будут конечно иными, но и эти самые приблизительные дают возможность прочувствовать гигантские убытки линейных компаний. Контрактные ставки на направлении Азия – Европа на этот год заключались на тревожно низком, близком к споту, уровне. Самое мрачное – существующие ставки привели к тому, что линейные компании работают в убыток, а значит, близки к банкротству. Можно говорить об угрозе дестабилизации и разрушения механизма линейных перевозок, если грузовладельцы не поймут наконец, что праздник неоправданно низких ставок может кончиться для них очень печально. Половина снижения ставки «все включено» в 2008-м году приходится на резкое снижение стоимости топлива начиная со второй половины года, определилась новая тенденция обьединения базовой ставки с надбавкой за топливо в люмпсуме направлением с ДВ, и если стоимость топлива опять поползет вверх, это сделает ситуацию еще более тяжелой для линейщиков, они не смогут выбирать хотя бы часть теряемых доходов из надбавок за топливо.