Новости - Судоходство и бизнес



11.03.2009 - Морской залог – по тонкому льду

Морской залог дает право истцу арестовать судно даже если оно было продано (если только продажа не была осуществлена по суду), и даже если покупатель не знал, что к судну и продавцу имеются претензии. По английскому законодательству, лишь небольшое количество исков закончилось морским залогом, и как правило, это были иски, связанные с: Повреждениями, причиненными этим судном; Спасением; Зарплатой капитану и экипажу; Дисбурсментскими счетами капитана.

Однако к огорчению покупателей судов на вторичном рынке, имеются и другие законы помимо английского, с гораздо более вольным толкованием причин, по которым судно может стать «морским залогом». В США например, любой может предъявить претензии к судну по очень широкому спектру действий – ремонт, снабжение (включая бункер), буксировка, докование, лоцманские услуги, стивидорка и даже премии P&I, и получить в суде статус «морского залога». Болле того, недавно US Court of Appeals 9th Circuit отсудил истцу морской залог – истец был иностранной бункеровочной компанией, судно иностранного судовладельца забункеровали в иностранном порту, возникли разногласия, а в контракте на снабжение указывалось, что место арбитража споров и закон – на усмотрение, выбран был американский. Вслед за американцами по аналогии подобное решение вынес недавно и канадский суд. В добавление к категориям споров, подпадающим под морской залог, Международная конвенция по залоговому праву International Convention on Maritime Liens and Mortgages 1993 внесла и иски по гибели или увечью в непосредственной связи с работой судна, иски по различным портовым сборам. Эту Конвенцию ратифицировали многие страны, включая Китай, Данию, Финляндию, Германию, Гвинею, Марокко, Нигерию, Норвегию, Парагвай, Перу, Россию, Испанию, Швецию, Тунис и Украину. При этом законодательство страны-флага может быть применено и в других странах.