29.01.2009 - |
Отстой линейного флота стал уже рекордным |
На 19 января простаивает 5.5% обьема мирового контейнерного флота (учитываются только специализированные суда) на 675000 TEU, к февралю цифра может вырасти до 750000 TEU – 6%. Это исторический рекорд, превзошедший 5% 1986 года, когда встал весь флот US Lines, в ожидании банкротства. В отстое находится 255 судов, 148 из которых являются чартерными, но без чартеров. Две недели назад в отстое было судов обьемом 550000 TEU.
Если предположить, что в этом году на слом уйдет судов на 100000 TEU, то чистый прирост флота за счет новостроев составит 14%, против 13.2% 2008 года. Но как увязать поступление новых обьемов с 750000 TEU отстоя на начало февраля? Если считать, что этого обьема нет, то прирост составит 20%. Чтобы поглотить столь огромное количество новых обьемов, требуется бурно развивающийся рынок, а по всем прогнозам и здравому смыслу, 2009-й год таким рынком нас не порадует – начало роста следует ожидать не ранее весны 2010 года. Конечно, следует учитывать традиционный зимний послепраздичный спад, и остается надежда, что в марте-апреле будет пусть скромный, но рост обьемов перевозок.
Но многое может испортить еще один фактор, на первый взгляд положительный – снижение стоимости нефти. В настоящее время она колеблется в пределах 40-50 долларов/баррель, что дает цену за бункер в пределах 200-250 долларов. Если цена нефти упадет ниже 40 долларов, бункер станет дешевле планки 200 долларов, и это значит – эконом скорость станет невыгодной, придется повышать скорость в ходовом режиме до обычной. Это в свою очередь означает, что на линиях высвободится значительное количество судов. В настоящее время в эконом режиме со сниженной скоростью в ходовом режиме работает 35 океанских линий, и если они выйдут на обычную скорость, освободится 35 океанских линейных контейнеровозов, и вряд ли они смогут найти другую работу. Работа в эконом режиме, несмотря на все-таки сравнительно небольшую стоимость бункера, обусловлена 4 факторами:
- переизбыток тоннажа;
- низкие ставки перевозок;
- уменьшение количества конкурентов на направлениях;
- пусть небольшая, но экономия.
Кроме того, дальнейшее снижение стоимости нефти вызовет и некоторые другие побочные негативные явления – такие например, как пересмотр портфелей инвестиций нефтедобывающими странами, приостановка некоторых крупных строительных проектов.
Уже обьявлено о планируемом закрытии линий CSAV’s Asia-North Europe service, MOL-K Line’s FE-WCSA loop 2 и MOL’s ZAX, что понятно, добавит флоту отстоя новые суда.
Суда в отстое – по размерам:
TOTAL : 255 единиц 675,000 teu
> 7,500-10,000 teu => 9 единиц
> 5,000-7,500 teu => 33 единиц
> 3,000-5,000 teu => 40 единиц
> 2,000-3,000 teu => 33 единиц
> 1,000-2,000 teu => 75 единиц
> 500-1,000 teu => 65 единиц.
В строку 500-1,000 teu попали только линейные суда, многоцелевые не учитываются.
Хронология отстоя:
> на 19 January 2009 – 675,000 teu - 255 ships
> на 05 January 2009 – 550,000 teu - 210 ships
> на 17 December 2008 – 420,000 teu - 165 ships
> на 08 December 2008 – 300,000 teu - 135 ships
> на 24 November 2008 – 270,000 teu - 115 ships
> на 25 October 2008 - 150,000 teu - 70 ships
AXS-Alphaliner