Новости - Судоходство и бизнес



29.10.2008 - Падение BDI – при чем тут кризис?

BDI упал на 90%, тем самым став рекордсменом падения среди всех индексов и всех рынков. Так как морские перевозки занимают главную роль в быстро глобализирующейся мировой экономике, многие экономисты считают фрахтовые ставки главным показателем здоровья производства товаров и мировой экономики в целом.

Столь драматический обвал ставок совпал с кризисом кредитования – не ипотечного конечно, а кредитования почти всего, в том числе самого главного, торговых сделок. Многие эксперты поспешили сделать вывод, что мировая экономика входит в полосу глубокой и длительной депрессии. Однако не будем торопиться с выводами и посмотрим, не играют ли роли в падении ставок некоторые другие факторы, более специфичные, нежели глобальный экономический кризис. Скорее всего, мировая экономика существенно замедлит темпы роста в течении ближайших 18 месяцев и может даже, начнется падение, однако это скажет на будущем фрахтовых ставок, никак не на их настоящем. При этом не будем забывать, что миллионы тонн сырья на причалах Бразилии и Австралии за эти месяцы падения погружены на суда и ушли – ушли на рынок, а не на дно. Таким образом, можно сказать, что кризис последних недель не мог вызвать этого падения ставок. В чем же дело? Прежде всего, обратим внимание на тот факт, что BDI отражает главным образом ставки спота, трампа – «тревожные» ставки разовых сделок между оператором судна и фрахтователем, не имеющим долгосрочных контрактов. То есть, индексы отражают ситуацию со ставками только по нескольким судам в день, очень небольшому обьему от общей величины. Судовладельцы как правило, строят суда в кредит, чтобы расчитаться с кредитами, суда должны работать, идет вечная гонка за грузами, за работой, и даже небольшое количество судов ищущих работу может серьезно поколебать спотовый рынок на определенных маршрутах, недельные колебания 10-15% отнюдь не редкость. Колебания спота превосходят по остроте колебания глобального рынка перевозок сырья, где большие обьемы перевозятся по долгосрочным контрактам. Заметим далее, что с пика 11771 пункт в мае BDI упал до 5663 пунктов к 5 сентября – более половину падения пришлось на промежуток времени до начала кризиса. Ставки уменьшились наполовину еще тогда, когда Доу Джонс был выше 1100, а нефть дороже 110, и большинство комментаторов и аналитиков были уверены в хороших перспективах на конец этого года и на весь следующий. То есть, обьяснять обвал индекса проблемами кредитования и плохими макроэкономическими прогнозами значит, никак его не обьяснять. Мы наблюдали два пика спотовых ставок, во второй половине прошлого года и в первой половине этого. Первый пик наступил после того, как на Австралию обрушился жестокий шторм, поразивший главный угольный терминал в Ньюкасле и закрывший его на несколько дней. Если говорить о сегодняшних ставках, то не является ли это падение реакцией на пики недавнего прошлого – маятник качнулся в другую сторону, пройдет некий отрицательный пик и вернется к уровням, далеким до рекордов но близким к реальности. Source: Reuters