Новости - Судоходство и бизнес



23.10.2008 - Очередной кризисный ужастик, на этот раз китайский

Стремительный рост китайского судостроения и судоходства практически прекратился из-за нарастающего финансового кризиса, акции China Cosco Holdings, крупнейшего в мире перевозчика сырья, за 12 прошедших месяцев упали почти на 90%, обогнав в скорости падения даже Shanghai Composite Index, который в этом году потерял уже 66%.

Как не раз уже сообщалось, торговля оказалась в каком-то тупике, банки не дают кредиты под торговые сделки и не принимают аккредитивы, замерли без движения и те грузы и товары, на которые есть реальный спрос и в которых ощущается острая необходимость. Мало этих проблем – мировая общественность в лице ООН не отстает от судоходства с требованием ограничить выбросы вредных веществ и парниковых газов в атмосферу, и если IMO не найдет, чем успокоить защитников экологии к декабрю 2009, ООН примет и введет свои собственные ограничения на выбросы с судов. Как там выбросы ни ограничивай, понятно, что бесплатно очищенные газы и выхлопы в трубу не полетят, и чем чище будет атмосфера (или таковой ее обьявят), тем тяжелее будет судовладельцам. Падают в цене и акции судостроителей Китая, крупнейший из них, China State Shipbuilding, уже потерял 87% своей стоимости с 8 января. В течении следующих 12-ти месяцев, полагают в Macquarie Group, доходы судостроителей резко упадут, во многом благодаря резкому росту стоимости стали и других необходимых материалов. В первом полугодии стоимости стали увеличилась на 30%, а по итогам 8-ми месяцев на китайских верфях был аннулирован по меньшей мере 21 заказ. В течении следующих 3-4 лет судоходство необходимо по меньшей мере 300 миллиардов долларов, чтобы профинансировать строительство уже заказанных судов, минимум четверть этих заказов не имеет финансового обеспечения, по данным гонконгской Seaspan Corp. По итогам 1-го полугодия, количество заказов у китайских судостроителей сократилось на 48% по среднегодовой статистике, составив 455 судов, в тоннажном измерении сокращение составило 45%, а доля китайского судостроения в мировом портфеле заказов сократилась с 42.96% до 33.7%, по данным ирландской ResearchandMarkets. В 2009 и 2010 гг количество заказов может сократиться еще на 16%. Крупнейший финансист китайского судоходства и судостроения, China Export-Import Bank, сократил размеры кредитования строительства с 80% от стоимости судна до 65%, сокращены и общие обьемы кредитования заказов иностранными судовладельцами, на 30-40%. В судостроении Китая доминируют China State Shipbuilding и China Shipbuilding Industry Corporation, но частный сектор в последние 10 лет не стоял на месте, количество частных верфей выросло с менее чем 400 до более чем 3000, и именно они оказались в наиболее тяжелой ситуации. Банки отказывают им в помощи, приходится искать средства либо у друзей, либо у подпольных ростовщиков. Одна из главных проблем современного судостроения – разница между стоимостью сырья и материалов на момент заключения контракта на строительство и на время строительства, ведь стоимость быстро растет. Опять же, эта проблема больнее всего бьет по частному судостроению Китая. Темпы роста грузооборота китайских портов резко сдали, с двухзначных цифр последних лет (22% по итогам прошлого года) до однозначных. По итогам 9-ти месяцев Шанхай перевалил 21.08 миллиона TEU, рост 9% против запланированных 11-ти. Резко упали темпы роста контейнерооборота в Шенцзене, на контейнерном терминале Шекоу контейнерооборот сентября вырос на 11%, против 31% августа и 39% июля. China Merchants Group собирается отложить на время планы строительства нового причала в Циндао. Падение темпов роста и у Cosco Pacific, с 22.4% по итогам первых 8-ми месяцев до 17% в сентябре. И все-таки китайская экономика продолжает расти, темпы роста в 3-м квартале составили 9%, при этом правительство целенаправленно помогает росту внутреннего потребления, чтобы уменьшить зависимость от экспорта производимых в стране товаров. По итогам 1-го полугодия, рост производства судостроения составил 42.5%, против 29.4% в прошлом году. Прибыли China State Shipbuilding в первом полугодии выросли на 80.6%, составив 285 миллионов долларов. Продолжают расти судоремонт и разделка судов на слом, доходы выросли на 76% по среднегодовой статистике, это на 24% больше, чем в прошлом году. По материалам Asia Times